Социальная

Особенные дети в водовороте войны: борьба за право на образование

Война разрушает не только города и села, но и жизнь тех, кто больше нуждается в защите — детей с инвалидностью. Для них каждый день становится вызовом: тревожные сирены вместо уроков, эвакуация вместо игр, а обучение — роскошь, которую трудно себе позволить. Для детей должны быть созданы максимальные условия: специализированные классы, квалифицированные педагоги, постоянное внимание и поддержка. Но вместо всего этого у них страх и неопределенность.

Пока одни дети страдают от перегрузки школьных программ, другие борются с реальностью, отнимающей у них банальное право на будущее. Как выживают те, для кого обычная школа всегда была трудно доступна, а теперь даже онлайн-уроки кажутся недостижимой мечтой?

Тяжелая статистика надломленной жизни детей

2 декабря в мире отмечается День специального образования, призванный привлечь внимание к важности инклюзивного обучения и поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Он является напоминанием о правах каждого ребенка на доступ к качественному образованию, независимо от его физических, умственных или эмоциональных особенностей.

День специального образования появился в 2005 году как способ чествования подписания в США Закона об образовании для детей с инвалидностью (IDEA) в 1975 году. Этот закон стал важным шагом в борьбе за равные права учащихся с особыми потребностями. Он гарантировал, что каждый ребенок, независимо от его возможностей, получит доступ к бесплатному образованию в государственных школах. С течением времени этот праздник распространился по всему миру, ведь вопрос инклюзии касается каждого общества.

Надломленное здоровье, постоянные барьеры в выполнении рутинных действий, неприспособленная к нуждам среда и нетолерантное отношение со стороны общества – это перечень вызовов, с которыми ежедневно борются дети с инвалидностью. Каждый такой ребенок ведет личную войну за свое выживание, в то время как полномасштабное вторжение несет угрозу всему живому вокруг.

За данным Государственной статистики, до войны в Украине насчитывалось 162,9 тыс. детей с инвалидностью. С начала полномасштабного вторжения количество детей с инвалидностью несколько сократилось на 0,43% в 2022 году и составило 162,2 тыс. Однако в 2023 году в Украине насчитывалось 163,9 тыс. детей с инвалидностью. В 2024 году наблюдается тенденция повышения количества лиц с инвалидностью на 27 тыс.

Война не жалеет никого и наносит тяжелые потери каждый день. Так в первые дни полномасштабного вторжения было изуродовано 1420 детей. В 2023 году 989 детей потерпели поражения и увечья. По состоянию на июнь 2024 года эта цифра составляла 1146 детей, и к большому сожалению, она растет так стремительно каждый день, что ее невозможно отследить. Все эти детки испытали тяжелое увечье как физического, так и душевного и теперь должны научиться жить по новому, постоянно борясь за каждое движение.

Детям, у которых каждый день жизни – это постоянная напряженная борьба со своими болезнями и болью, приходится жить в мире постоянного стресса и страхов, вызванных войной. Данная категория населения требует особой опеки и защиты со стороны государства. Но самое главное – это то, что эти детки имеют право на обучение и построение собственного будущего.  Еще до полномасштабного вторжения РФ в Украину в стране была создана сеть инклюзивно-ресурсных центров (ИРЦ), которые поддерживали организацию инклюзивного обучения в учреждениях общего среднего, дошкольного и профессионально-технического образования. Кроме поддержки со стороны ИРЦ, инклюзию в школах обеспечивали ассистенты учителей, которые тоже педагогические работники и зачислены в штат учебных заведений. Также была введена субвенция в поддержку детей с ООП. На средства можно осуществлять коррекционно-развитые услуги и закупать вспомогательное коррекционное оборудование.

За данным МОН, по состоянию на 2023 год в Украине насчитывалось:

  • инклюзивных групп учреждений дошкольного образования — 6158, у них воспитанников с особыми образовательными потребностями — 11285,
  • инклюзивных классов учреждений общего среднего образования – 29321, в них учащихся с особыми образовательными потребностями – 40354,
  • специальных классов ЗЗСО – 807, у них учащихся с особыми образовательными потребностями – 7044.

Так, за годы полномасштабного вторжения количество учащихся с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах ЗЗСО увеличилось более чем вдвое:

  • 2022-2023 учебный год – 33861 ученик по ООП и 24995 инклюзивных классов;
  • 2023-2024 учебный год – 40354 учащихся по ООП и 29321 инклюзивный класс (оперативная информация).
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Смертельное скопление: чему военное командование не учится на трагедиях

Разрушена система поддержки

Война принесла в Украину множество вызовов, но среди них есть те, о которых почти не говорят. Образование для детей с особыми образовательными потребностями стало одной из наименее приоритетных сфер. И хотя правительство принимает меры по поддержанию общеобразовательного процесса, специализированное обучение для таких детей остается в кризисном положении. Многие специализированные учреждения разрушены или прекратили свою работу из-за боевых действий. Большое количество педагогов, в том числе работавших с детьми из ООП, выехали за границу или изменили профессию из-за потери работы и опасности.

Финансирование инклюзии сократилось, потому что большинство ресурсов направлены на военные нужды, а инклюзивное образование сегодня остается за пределами приоритетов страны, несмотря на то печальный факт, что количество детей с увечьями растет каждый день. Инклюзивная субвенция есть и во время войны, но чиновники не смогли найти средства для ее полноценного обеспечения. Она была сокращена более чем на 10%, и сейчас составляет лишь 304,6 млн грн. Конечно, этих средств не хватает для обеспечения необходимыми ресурсами инклюзивных классов.

Несмотря на заявления о поддержке детей с инвалидностью, реальные шаги правительства часто являются недостаточными или запоздалыми. Возьмем хотя бы укрытие. Мы уже не раз упоминали о сомнительном состоянии тех помещений, где учащиеся должны находиться во время воздушной тревоги. Конечно, в таких местах нет ни пандуса, ни специально оборудованных столов-парт для детей в колясках. Во многих школах укрытие с узкой лестницей. А о специализированном санузле никто и не подозревает. А быстро переправить детей с ограниченными возможностями в такое помещение в случае опасности вообще представляется невыполнимой задачей. Стоит отметить, что сами педагоги в частной беседе жалуются, что до сих пор нет никаких инструкций или разъяснений от специалистов МОН, как эвакуировать к укрытиям детей из ООП.

Онлайн-формат обучения, на который перешло большинство школ в условиях войны, совсем не подходит для многих детей с особыми потребностями. Ведь нет программ для развития сенсорных навыков или работы с дефектологами. Например, дети с нарушениями аутистического спектра или нарушениями слуха нуждаются в прямом взаимодействии с педагогами, чего экран компьютера не может заменить. Электронные ресурсы часто недоступны из-за отсутствия стабильного интернета или отсутствия технических средств в самих семьях. Для семей, которые воспитывают детей с инвалидностью, предусмотрены выплаты, но они покрывают только базовые нужды и не всегда своевременно предоставляются.

Другая сложность – это перегрузка функционирующих в стране ИРЦ. К ним пришли дети с особыми образовательными потребностями из семей ВПЛ. В то время как специалистов больше не стало, а рабочее время и количество ставок также не увеличились. В местных бюджетах отсутствуют средства для того, чтобы увеличить количество специалистов или оплату за услуги существующих.

Следует понимать, что для ребенка с особыми образовательными потребностями потеря доступа к образованию – это не просто перерыв в обучении. Это потеря социализации, развития, шансов на самостоятельное будущее. Только ежедневная работа с детьми из ООП может дать результат. А когда такой работы нет, навыки утрачиваются.  Речь идет не только об образовательных, но и о развитии потерь. Ведь такой особенный ребенок имеет крайне ограниченные источники поддержки. В ситуации, когда даже базовые потребности остаются без внимания, инклюзия превращается в недостижимую роскошь.

Как организованное образование для учащихся с особыми образовательными потребностями за границей

В разных странах мира системы образования для детей с особыми потребностями имеют свои особенности. Они развивались десятилетиями и основываются на принципах инклюзии, доступности и равных возможностей.

Так, в США действует закон об образовании детей с инвалидностью (IDEA), гарантирующий каждому ребенку доступ к бесплатному и соответствующему образованию.  Такая образовательная система основывается на индивидуальных планах. Каждый ребенок получает собственную программу обучения, адаптированную к ее потребностям. В то же время не происходит изоляция ребенка с ООП от своих сверстников. Все дети учатся вместе в обычных школах, получая дополнительную поддержку. В свою очередь, в стране создана инклюзивная среда. А это значит, что школы оборудованы пандусами, лифтами, специальными классами для сенсорной стимуляции, а также помощники для детей. В любой школе работают дефектологи, психологи, логопеды, сопровождающие детей в течение учебы.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Построение разумного общества: критическое мышление является ключом к прогрессу

Финляндия вообще считается одной из ведущих стран в сфере инклюзивного образования. В этой стране ученики получают персонализированную помощь в зависимости от потребностей: от временной к постоянной поддержке. школах, но дети имеют доступ к специализированным педагогам и ресурсам. поддержка семей, где растут дети из ООП. Родители получают психологическую и финансовую помощь, а также доступ к информации об образовательных возможностях их детей.

В Германии система образования для детей с особыми потребностями базируется на балансе между инклюзией и специализированными школами. Дети, нуждающиеся в интенсивной поддержке, посещают школы, специализирующиеся на определенных видах инвалидности (например, нарушение зрения, слуха или интеллектуального развития). С каждым годом все больше детей интегрируются в общеобразовательные школы Германии, получая помощь ассистентов и адаптированные программы. Значительные ресурсы государство выделяет на обустройство школ и обучение педагогов для работы с детьми с особыми потребностями.

В Канаде система образования для детей с особыми образовательными потребностями варьируется в зависимости от провинции, но общие принципы одинаковы. Там тоже большинство детей учатся в обычных школах. Уроки адаптируются к их потребностям, а специалисты помогают им интегрироваться. Правительство финансирует программы поддержки, включая технологии (например, устройства для слепых или глухих детей). Для детей с тяжелыми нарушениями созданы центры, обеспечивающие интенсивную терапию и обучение.

Японии удается совмещать традиции и современный подход к образованию. Интеграция детей с ООП здесь происходит поэтапно. Сначала дети посещают специализированные классы, затем постепенно интегрируются в общую школу. В школах используют современные технологии, такие как работы-ассистенты, помогающие детям с нарушениями движения или речи. Родители активно вовлечены в образовательный процесс, что способствует лучшей адаптации детей.

Как видим, в зарубежных странах значительное внимание уделяется созданию инклюзивной среды, где все имеют равные права и одинаковый доступ к образованию. Государство производит значительные инвестиции в образование и подготовку специалистов, оказывающих помощь и поддержку детям с инвалидностью во время обучения. Так в зарубежных странах очень развита инфраструктура: приспособленные здания, доступ к техническим средствам, образовательные учреждения оснащены всем необходимым оборудованием для обеспечения образовательного процесса для всех учащихся не зависимо от их состояния здоровья. Дети из ООП не изолированы от своих сверстников. А программы обучения адаптируются к потребностям каждого ребенка. Сотрудничество педагогов, медиков и социальных работников, а также поддержка родителей таких особых детей дает свои плоды – ни один ребенок из ООП не чувствует себя «не таким как другие».

Украине следует взять в пример методы в создании инклюзивной среды и функционирования полноценного инклюзивного образования зарубежных стран, адаптируя их модели к собственным реалиям. Главное – это признание, что каждый ребенок имеет право на образование, независимо от обстоятельств или особенностей развития.

Сегодня внимание международных доноров и МОН направлено на поддержку общего среднего образования. Почти каждый месяц от чиновников в высоких кабинетах приходят удивительные реформы, далекие от реальности и настоящие потребности всех участников образовательного процесса. Помощь касается только распределения ноутбуков, приобретения учебников и т.п. Однако почему-то упоминания о детях с ООП совсем нет. А дети с особыми образовательными потребностями не могут ждать. Их развитие зависит от действий, которые нужно предпринимать сейчас. И если мы говорим о будущем страны, это будущее должно быть доступно всем.

Образование для детей с инвалидностью в условиях войны требует комплексного подхода: от построения новых школ до адаптации цифровых платформ для детей с разными потребностями. Нужна также более широкая международная поддержка, ведь Украина не может справиться с этим вызовом самостоятельно. Требуются специальные программы для обучения детей с особыми потребностями даже в условиях войны, включая мобильные классы и дистанционные платформы с профессиональной поддержкой.

Война уносит много — дома, покой, привычная жизнь. Но самое большое ее преступление — это украденное будущее детей, особенно тех, кто уже родился с вызовами. Для ребенка с инвалидностью школа была не просто местом обучения, а окном в мир, шансом найти свое место в обществе. Теперь это окно закрыто обломками войны.

Мы не можем изменить произошедшее, но можем создать другое завтра. В стране, которая борется за свободу и интегрируется в современное европейское общество, не должно быть места безразличия к тем, кто больше всего зависит от нашей поддержки. Решая проблемы образования детей с особыми потребностями сегодня, мы даем им шанс на достойное будущее и это единственный правильный выбор.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button