От скептицизма до исцеления: история пациентки, получившей ментальное здоровье из-за психотерапии
Психотерапия сегодня – как снежный человек. Все о ней слышали, но немногие непосредственно сталкивались. Многие верят, что она может улучшить качество жизни, но опасаются пробовать. Для кого-то это дорогое удовольствие, а кто-то считает эту проделку нецелесообразной, предпочитая самопомощь постороннему вмешательству.
Я поочередно руководствовалась этими соображениями до тех пор, пока не услышала историю одной своей знакомой, преодолевшей скептицизм в отношении психотерапии и решилась обратиться за помощью к корпоративному психологу, чтобы разбить гордиев узел сомнений в расторжении неудачного брака. Небольшой спойлер: недоверие женщины к психологии и касте психотерапевтов сменилось увлечением после первых же сессий.
Ожидание vs реальность
Думаю, у большинства обывателей на слуху такие психотерапевтические подходы как психоанализ и транзактный анализ. Решившись обратиться к психотерапевту, моя приятельница была уверена, что ее ментор окажется представителем одной из этих мейнстримовых теорий. Тем сильнее было удивление моей героини, когда вместо заключения на кушетку и расспросов о детских травмах, отношениях с родителями, нереализованной воли к власти и амбиции (что выдало бы в нем последователя дедушки Фрейда или дедушки Адлера), психолог позволил свободно двигаться потоку свид пациентки.
После 40 минут активного слушания психолог уточнил, какую из своих идентичностей она предпочитает. По словам героини, в его вопросах проступал искренний интерес. Он воздерживался от комментариев и оценок и позволял пациентке максимально раскрыться и начать слышать о себе. Недаром говорят, что женщина решает многие свои проблемы, просто озвучивая их.
Треугольник Карпмана, всегда ли нужно спасать утопающего?
По мнению моего визава, о профессионализме терапевта свидетельствует также отсутствие порыва спасать пациентку. Говорят, неопытные психологи могут не устоять перед соблазном спасать там, где нужно просто помочь, направить, сохраняя при этом холодную голову.
В повседневной жизни роль спасителя (о треугольнике Карпмана, уверена, вы слышали) мы часто отводим близким в тех ситуациях, где мы в своем внутреннем кино оказываемся в роли жертвы, незаслуженно оскорбленной агрессором, от которого – по законам жанра – спасатель нас самоотверженно защищает. Но – парадокс – именно не поддавшись искушению начать спасать, терапевт дает пациенту шанс на самоактуализацию и выход из губительного сценария, в котором последний, как манежный конь, кружился годами.
Яжемать, или Слепые пятна души глазами психолога
На вопрос психотерапевта об идентичности героини этой истории главной она обозначила свою роль матери и поделилась страхом отпустить дочь-подростка во взрослую жизнь и остаться в одиночестве.
«Сознаваемая часть тебя понимает, что сепарация с ребенком неизбежна и закономерна, и нужна подростку для самостоятельного движения в жизни, а твоя Тень – материнский эгоизм – мешает этой сепарации состояться. Очевидно, что главное зло – созависимость, твоя неспособность ощущать полноту жизни без близкого человека», – подруга грешит самодиагностикой и делится этим с психологом.
Типичная ситуация – ты много лет объясняешь свои психологические проблемы своей созависимостью и уверена, что нужно просто стать самодостаточной, главное удовольствие находить в общении с собой, вести независимый образ жизни. Об этом психологи причитают из всех соцсетей, и эта идея, собственно, бесспорна. А уже с вопросом, как добиться этой Нирваны и самодостаточности, ты и приходишь к психотерапевту.
Главное зло – отсутствие самоидентичности
Опытный психолог не дает себе навязать этот самовердикт и копает глубже: созависимость – только один из побегов на дереве, корень которого – отсутствие у пациентки способа видения себя, самоидентичности.
В моих глазах такая эвристичность знатока человеческой души сразу придает ему много очков. За пол часа понять о человеке то, что тот сам не понял о себе на протяжении жизни, — это ли не признак проницательности и профессионализма?!
Кстати, опытные рекомендуют доверять интуиции, которая уже с первой-второй встречи подскажет, ваш это психотерапевт или ваш, исходя из того, как быстро у вас происходит сонастройка.
Итак, диагноз поставлен. Подруга в тандеме со своим ментором начинает поиск своей самоидентичности. Как она предполагала, подходы и инструментарий в этой терапии взяты из экзистенциальной философии и логотерапии Виктора Франкла. Методика, выстраданная бывшим узником концлагеря, — заслуживает особого пиетета. Логотерапия подходит прежде всего невротикам, скучающим и попавшим в жизненный тупик.
Основные положения логотерапии Виктора Франкла
Смысл жизни
Основная мотивация человека – поиск смысла в своей жизни.
Смысл уникален для каждого человека и может быть найден во всех аспектах жизни.
Свобода воли
Несмотря на внешние обстоятельства, люди всегда имеют свободу выбора своего отношения и действий.
Ответственность за поиск смысла лежит на самих людях.
Воля к содержанию
Стремление к смыслу – это врожденная человеческая потребность.
Воля смысла подталкивает людей преодолевать трудности и находить цель в своей жизни.
Ноогенная ориентация
Человеческие существа имеют ноогенную ориентацию, что означает, что они мотивированы духовными и экзистенциальными вопросами.
Логотерапия фокусируется на ноогенных потребностях человека.
Самотрансценденция
Смысл жизни нередко находится за пределами своего «я».
Самотрансценденция — это выход за пределы своих эгоистических интересов и посвящение себя большей цели или другим людям.
От руминации – к самоидентификации
Несколько неожиданно, но во время второй сессии речь не шла о деструктивных отношениях и необходимости развода, которые, по сути, стали поводом обратиться к психотерапевту. Как будто эта проблема отошла на второй план. Важным стало другое – лучше понять себя, найти образ себя и сопротивления в себе. Новое мышление привлечет новых людей и обстоятельства.
Итак, подруга по-школьному старательно выполняет задачу – наполняет своим контентом формулу «Я тот человек, который занимаясь определенной деятельностью, испытывает удовольствие от определенного результата». Ей следует обнаружить 10-15 таких граней своей самоидентичности.
И вот она нашпаргалила что-то вроде: «Я – тот человек, который, узнав новое о механизмах работы человеческой психики, испытывает эвристическое удовольствие от возможности переосмыслить эти знания и популяризировать их в кругу общения».
Когда «домашка» будет готова, моя приятельница с психологом подведут общий знаменатель под всеми гранями ее самоидентичности и надеются получить ответ, в чем она найдет опору в себе и научится быть счастливой не благодаря, а вопреки. Независимо от того, будет ли она в отношениях или одна.
И таким подходом Виктор Франкл — основатель третьей венской школы психотерапии, проверивший действенность своей теории не только в мирной жизни, но прежде всего на себе и других заключенных фашистских концлагерей, даст фору своим предшественникам — венчикам Фрейду и Адлеру, делающим ставку на удовольствие и волю к власти.
Несколько парадоксально, но, по Франкло, психологическое выздоровление для зрелой личности может прийти в парадигме не «что я хочу получить от жизни», а «что я готов дать жизни». Согласитесь, ценный ракурс мировосприятия, способность к которому сейчас трудно переоценить…
Татьяна Морараш