Политическая

План первоочередных действий правительства: 400 шагов, о которых общество не знает

Кабинет Министров снова ударил в колокола о своей «открытости». На этот раз правительство утвердило План приоритетных действий – почти 400 шагов, которые будут якобы определять будущее Украины в 2025 году. Но есть одна проблема: сам план остается за плотным занавесом тумана. Общественность услышала только общие слова, без деталей, без механизмов реализации, без ответов на очевидные вопросы. Прозрачность? Да, но только в том смысле, что деталей настолько мало, что их просто не существует. Правительство еще раз доказало: стратегические решения принимаются не для общества, а где-то в кулуарах, где «приоритетные действия» остаются известными только их авторам.

План от правительства и около 400 конкретных шагов

Как сообщил Премьер-министр Денис Шмигаль, 18 февраля, Кабмин утвердил План приоритетных действий на 2025 год, содержащий почти 400 конкретных шагов в зонах ответственности всех министерств и ведомств. По его словам, в документе предусмотрены обязательства перед международными партнерами, в том числе по программе «Ukraine Facility», сотрудничеством с МВФ, а также меры, необходимые для евроинтеграции. Шмигаль отмечает, что в плане определены ответственные, прописаны сроки выполнения, а также установлены понятные индикаторы оценки результативности. Это вся информация, предоставленная обществу. Однако детали самого плана остаются неизвестными обществу.

В то же время немного больше об этом плане сообщил представитель Кабмина в Верховной Раде Тарас Мельничук, который отметил, что план содержит выполнение задач, направленных на решение общественно важных проблем, вызванных вооруженной агрессией РФ против Украины, и выполнение которых необходимо для восстановления Украины в период военного положения и в послевоенный период.

Кроме того, по словам Мельничука, документ предусматривает выполнение международно-правовых обязательств Украины, в частности, в рамках евроинтеграционного процесса, в соответствии с Отчетом о прогрессе Украины в рамках Пакета расширения Европейского Союза 2024 года и скрининговых отчетов по итогам двусторонних переговоров Украина — ЕС в рамках переговорного процесса о вступлении Украины в ЕС. Правительство также включило в приоритеты задачи, связанные с сотрудничеством с МВФ, реализацию инициативы ЕС «Ukraine Facility», выполнение Плана законопроектной работы Верховной Рады на 2025 год, меры по приближению членства в Организации экономического сотрудничества и развития, а также достижение Целей устойчивого развития.

400 неизвестных шагов: что внутри?

Каждая уважающая себя власть любит писать планы. Это такая универсальная политическая практика: когда нечем похвастаться сегодня, нужно придумать, как все будет прекрасно завтра. Главное – не углубляться в детали, ведь цифры и факты могут вызвать неудобные вопросы. Именно по такому принципу Кабинет Министров утвердил этот очередной План приоритетных действий с его 400 шагами.

Звучит поразительно, правда? Правительство действует, все под контролем, каждое министерство получило свою долю задач. Но есть один нюанс: общество не видело ни самого документа, ни механизмов его реализации. Украинцам было предложено поверить на слово, что этот план содержит все необходимое для процветания страны. Правда, вера – это прекрасно, но она плохо заменяет прозрачность, которой так любят кичиться чиновники.

Нам рассказали, что 400 шагов этого плана – это не просто набор красивых фраз, а четкая стратегия, в которой все продумано до мелочей. Правительство заверило: определены ответственные, поставлены дедлайны, а оценка эффективности будет проводиться по понятным индикаторам. Звучит очень организованно. Но если все так четко расписано, почему гражданам никто не показал этот документ?

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Визит Си Цзиньпина в Европу: одна из главных тем политических спекуляций

Из той скудной информации, которую нам предоставили, очевидно, что главным адресатом этого плана являются не украинцы, а международные партнеры. Правительство не скрывает, что значительная часть обязательств прописана в соответствии с программой Ukraine Facility, требованиями МВФ и евроинтеграционными соглашениями. Итак, пока обществу объясняют общими словами, что все будет хорошо для Брюсселя, Вашингтона и других ключевых доноров подготовлены более конкретные цифры и расчеты.

В идеальном мире правительство должно представлять документ, доступный для анализа экспертами, экономистами, журналистами и гражданами. Однако в реальном мире нам просто объявили, что есть важный план, в котором учтены все аспекты развития страны. Хотя они не указаны, но можно предположить, что среди этих 400 пунктов есть меры по экономическому восстановлению, социальной защите, преодолению последствий войны, судебной реформе, борьбе с коррупцией. Но предусмотрены ли там реальные механизмы их выполнения – большой вопрос. Есть ли в списке конкретные даты и ответственные лица? Или просто задекларировано очередное «улучшение», которое исчезнет под завалами бюрократии?

Уже не первый раз правительство прибегает к такому подходу: вместо открытой презентации предлагается набор громких лозунгов и формулировок о важности принятых решений. Фактически Кабмин действует по давно отработанной схеме: создается впечатление активной работы, но общество получает только всеобщую риторику. Пока премьер-министр торжественно объявляет об очередном стратегическом прорыве, простым гражданам остается только догадываться, что их ждет в будущем.

Если этот план действительно определяет развитие страны в текущем году, то почему он не публичный? Почему украинцы затрудняются оценить, насколько эти пункты отвечают их реальным потребностям? Речь идет ли о повышении налогов, сокращении социальных выплат, приватизации стратегических предприятий? Есть ли там гарантии, что правительство не допустит дефолта или финансового кризиса?

Пока что правительство предлагает украинцам только слепое доверие. У них уже устали играть роль статистов в государственном управлении. Украина заслуживает не только красивых слов о реформировании и стратегических шагах, но и реальной открытости. Если правительство действительно уверено в своих 400 пунктах, то почему бы их просто не показать?

Закрытое правительство в демократической стране: новый уровень «прозрачности»

Открытость правительства в Украине давно превратилась в ритуальный танец: много разговоров о прозрачности, но никакого желания делиться реальными деталями принятых решений. Вместо доступной информации – хорошо завернутые фразы о стратегических приоритетах и ​​эффективном управлении. Вместо конкретики – размытые формулировки, которые можно интерпретировать как угодно. Украинцам еще раз предлагают роль терпеливых зрителей, которые должны слушать официальные заявления, но не задавать неудобных вопросов.

Власти утверждают, что 400 правительственных шагов изменят страну, но не спешат объяснять, что именно изменится. Это как ждать поезда, не зная ни его расписания, ни маршрута, ни даже того, прибудет ли он вообще. В этой ситуации гражданам остается либо верить, что где-то там во властных кабинетах сидят мудрые стратеги, знающие, куда ведут страну, либо принять реальность: решения принимаются за закрытыми дверями, без обсуждения, без обратной связи, без учета реальных потребностей общества.

Последствия такого подхода предсказуемы. Отсутствие открытости рождает подозрения, недоверие и спекуляции. Когда люди не знают, какие реформы готовят власти, они вынуждены догадываться или верить слухам. Общество не может контролировать процессы, определяющие его будущее, потому что эти процессы скрыты за политическим дымом общих обещаний. А значит, каждый раз, когда правительство будет говорить об «открытости», следует помнить, что это лишь слово, которое ничего не означает, пока не подтверждается реальными действиями.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Независимость Украины по субсидиям: как прекращение финансирования USAID вскрыло правду

Выходит, что правительство просто не считает нужным считаться с народом. Его решения принимаются где-то в закрытых кабинетах, а обществу остается только констатировать факты постфактума. Пока граждане пытаются понять, что именно их ждет, политические элиты играют в свою игру, где ненужные вопросы излишни, а ответственность размыта до уровня общих фраз.

Никто не считает нужным объяснять, почему важные решения принимаются без публичного обсуждения. Никто не спрашивает общества, что ему действительно нужно. Людей просто ставят перед фактом: новый план, новые правила, новые обязательства перед международными партнерами – выполняйте. А что в самом документе, каковы реальные последствия для страны, чего ждать завтра – это уже не ваше дело.

Эта практика становится системной. Власти все больше дистанцируются от граждан, принимая решение в собственном закрытом круге. Ирония в том, что такие действия полностью противоречат принципам демократии, о которых сами чиновники любят говорить в своих выступлениях. Они призывают общество к единству, но сами не считают нужным делиться информацией. Они говорят о прозрачности, но сами же строят стену между собой и теми, кого должны представлять.

Следовательно, народ перестает быть субъектом создания государства и превращается в молчаливого наблюдателя, которого ставят перед уже принятыми решениями. Правительство фактически сообщает обществу: мы знаем лучше. И пока эта модель управления остается неизменной, украинцы каждый раз вынуждены ждать новых неожиданностей, которые власти готовят для них в очередных непубличных решениях.

Политическая закрытость дорого стоит стране. Она приводит к тому, что важные решения принимаются кулуарно, а общество узнает о них постфактум, когда ничего нельзя изменить. Это еще больше отдаляет власть от граждан и превращает демократические принципы в декорацию. Да, правительство может писать сотни стратегий, обещать экономические прорывы, строить грандиозные планы – но без реальной открытости все эти документы остаются лишь бюрократическими манифестами, оторванными от реальной жизни.

Прозрачность – это не лозунг в выступлениях премьера, а реальный механизм взаимодействия власти с обществом. В Украине этот механизм работает избирательно: когда нужно отчитываться перед международными партнерами, документы удивительным образом становятся детальными и конкретными. Но когда речь идет о гражданах, власти упрямо включают режим «ничего лишнего». С такой политикой украинцы узнают реальные последствия принятых решений не из официальных источников, а из собственного кошелька, тарифов и очередных урезаний социальных программ.

Пока правительство продолжает играть в «стратегическую прозрачность», общество продолжает жить в условиях информационного голода. Повышают ли уровень доверия к власти такие его действия? Конечно, нет. Более того, каждое подобное решение, принятое в режиме «не вашего дела» только углубляет пропасть между властью и обществом. Украинцы уже давно научились читать между строчками официальных заявлений и понимать, что за красивыми словами о прозрачности часто скрывается очередной набор кулуарных договоренностей. И если правительство упорно избегает публичности, значит, у него есть что скрывать.

Уровень доверия к правительству и так критично низкий, но, похоже, это никого не беспокоит. Напротив, чиновники продолжают действовать по принципу: «меньше знаете лучше спите». Чем меньше общество осведомлено о реальных планах правительства, тем легче манипулировать настроениями. Вот только проблема в том, что эта стратегия давно не работает. Украинцы больше не готовы слепо верить заявлениям политиков, особенно когда их обещания разбиваются о реальность.

Закрытость, принятие решений без обсуждения, отсутствие четких объяснений – все это только усугубляет подозрения. Чем больше власть избегает конкретики, тем больше граждане начинают считать, что от них что-то скрывают. А это и есть идеальный рецепт для еще более глубокого недоверия.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button