Экспертное мнение

Заплатят бедные: почему новое повышение налогов не касается банков и лакшеров-товаров

Украина снова оказалась на пороге повышения налогов, однако, как всегда, груз новых финансовых требований ляжет на плечи обычных людей, а не самых богатых слоев общества. За словами экономиста и финансового аналитика Алексея Куща, вместо дополнительного обложения трудовых доходов и предпринимательской деятельности, правительство могло бы сделать радикальный шаг и ввести налог на сверхприбыли банков и роскошные покупки. Это позволило бы избежать увеличения нагрузки на обычных граждан.

57 млрд. грн. или 30 млрд. грн.? Два пути

Парламент работает над новым законопроектом, предусматривающим увеличение военного сбора с 1,5% до 5%. Кроме того, планируется введение 1% сбора для ФЛП третьей группы, а также другие налоги, в частности, на заправки. Однако одновременно с этим ведется дискуссия по введению дополнительного налога на доходы банков в размере 50%, что по аналогии с западными практиками называется «налогом на надутые ветром доходы». Такой налог мог бы принести в бюджет 27 млрд. грн. — почти столько же, сколько планируется получить от повышения налогов на труд и предпринимательство.

Если подойти к этому вопросу с другой стороны, то, повысив налог на сверхприбыли банков, можно было бы избежать обременения зарплат простых граждан и малого бизнеса дополнительными налогами.

«Что лучше – 57 млрд грн или 30 млрд грн? .Ну и там по мелочам: сбор по заправкам и т.д.

Но снова начинается битва за дополнительный налог на прибыль банков в размере 50%. Что-то вроде налога на «доходы, надутые ветром» — такие применялись иногда на Западе. Этот налог может дать 27 млрд грн, то есть почти столько же, сколько повышение налогов на труд (военный сбор) и предпринимательство.

А если посмотреть с другого ракурса, то, повысив налог на сверхприбыли банков, можно вообще отказаться от дополнительных налогов на зарплату и малый бизнес.
Но не так», — заметил эксперт.

Банки под защитой: кто выиграет от статус-кво

Несмотря на потенциал налога на сверхприбыли банков, Национальный банк Украины и Министерство финансов категорически выступили против этой инициативы. Более того, они угрожают внести пункт о невозможности такого налогообложения в меморандум с МВФ, используя уже знакомую практику — представление собственных негативных решений в качестве требований международных организаций.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Для жизнеобеспечения дома во время блекаутов выбираем устройство бесперебойного питания (советы эксперта)

Это свидетельствует о более высоком уровне цинизма: когда в стране не хватает денег, однако сверхприбыли банков, достигших уровня 227 млрд грн за счет дотаций НБУ на время войны, остаются нетронутыми. В то же время рентабельность капитала в банках превышает 30%, и снижение этого показателя до 15-20%, по утверждению НБУ и Минфина, нанесет банкам «значительный ущерб». Разве это не выглядит как издевательство над интеллектом граждан?

«НБУ и Минфин выступили категорически ПРОТИВ повышения налогов на сверхприбыли банков.
Более того, пригрозили внести пункт о невозможности такого налогообложения в меморандум с МВФ (потом это подадут как требование самого фонда — известная практика наших чиновников по камуфлированию своих негативных решений под требования МВФ).

Представляете уровень цинизма, этот высший левел безпринципности. В стране нет денег, но есть сверхприбыли банков, надутые за счет дотаций НБУ в размере 227 млрд грн процентов по депозитным сертификатам за время войны. Так эту прибыль нельзя даже обложить налогом по повышенной ставке.

Рентабельность капитала в банках (ROE) сейчас больше 30%, а НБУ с Минфином считают, что если ее снизить до 15-20%, то банки сильно пострадают.
Они что всех держат за идиотов?

О других источниках наполнения бюджета никто даже не думает: деньги ищут не там, где они есть, а там, где их проще взять», – считает Алексей Кущ.

Эксперт отметил, в то время как правительство сосредотачивается на взыскании дополнительных налогов с граждан, существуют другие, менее болезненные для общества, источники наполнения бюджета. Например, введение прогрессивного налога на доходы физических лиц с высоким состоянием. По оценкам НБУ, во время войны доля богатых украинцев выросла с 5% до 8%. Прогрессивный налог позволил бы избежать повышения военного сбора для минимальных зарплат и защитить беднейшие слои населения.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Украина в эпицентре климатического шторма: война и глобальные изменения под прицелом науки

Также можно было бы рассмотреть повышенный НДС на роскошные товары, сокращение возмещений НДС при экспорте сырья или введение экспортных пошлин. Однако правительство предпочитает не обращать внимания на эти возможности, а продолжает давить на доходы простых граждан, взимая налоги там, где их легче всего взять.

Кому это выгодно?

Алексей Кущ считает, если проанализировать ситуацию становится очевидно: правительство защищает интересы банков и крупного бизнеса, оставляя простых граждан в одиночестве с новыми налоговыми нагрузками. Для чиновников важнее интересы МВФ и крупных корпораций, чем благосостояние населения. Ведь взимание налогов с зарплат бюджетников – это самый простой путь для наполнения казны.

Таким образом, вместо того, чтобы использовать доступные и логические резервы, которые могли бы снизить налоговое давление на граждан, правительство снова идет проверенным путем — облагает налогом тех, кто не имеет возможности защищать свои интересы.

«О каких реальных источниках идет речь? Например, введение прогрессивного подоходного налога для физических лиц с высокими доходами (25% по базовой ставке 18%). Речь здесь, конечно, не идет о военных. Ведь даже сам НБУ в своей аналитике отметил рост прослойки богатых. в Украине за время войны с 5% до 8%. Прогрессивный подоходный налог позволил бы не вводить повышенный военный сбор на минимальную зарплату для самых бедных.

О таких резервах налогов, как повышенный НДС на лакшере-товары, сокращение возмещения НДС при экспорте сырья и экспортная пошлина на сырье я вообще молчу. В сырьевой стране пошлины на экспорт приносят… 500 млн грн в год или эквивалент 12 млн дол. Там резервы очень велики. Их задействование позволило вообще отказаться от роста налогов на доходы простых граждан.
Вот только кому они нужны эти обычные граждане?

Минфин и НБУ заботятся о прибыли банков, МВФ слушает, что скажет Минфин и НБУ, и освящает сказанное своими меморандумами, которые для руководителей этих ведомств важнее Конституции.
Кроме того, содрать налоги с простых граждан при выплате зарплаты, особенно бюджетников, гораздо проще. Никто даже не пикнет за какие-нибудь 5%. Из мира по нитке — богатому рубашку брионе…», – резюмировал эксперт.

Личное мнение эксперта может не совпадать с позицией редакции. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button