Политическая

Борьба с коррупцией в Украине: громкое начало и позорное фиаско

В борющейся за выживание на поле боя стране расцветает еще один враг — коррупция. За годы независимости она не исчезла, не испугалась, не укрылась, а наоборот, укоренилась еще глубже, словно паразит, питающийся слабостью системы. Громкое создание многочисленных антикоррупционных органов, разработка программ с красивыми лозунгами, миллионы долларов международной поддержки – все это выглядит как фасад, за которым разворачивается циничная игра. НАБУ, САП, НАПК, ВАКС, ДБР, БЭБ — институты, призванные стать щитом от коррупционного произвола, стали скорее декорацией, чем реальной силой. Недавно американское издание Townhall констатировало: антикоррупционная борьба Украины, несмотря на огромные ресурсы и поддержку, потерпела фиаско. И это не просто неудача, а диагноз всей государственной системе, оказавшейся несостоятельной и не желающей сломить коррупционный позвоночник.

Как в США оценили антикоррупционную борьбу в Украине

Как отмечает Townhall, стратегические интересы Соединенных Штатов во время и после войны между Россией и Украиной остаются неизменными: баланс сил в Европе должен оставаться в пользу Запада в целом и США, в частности. России нельзя позволить изменить этот баланс, а сохранение Украины как независимой страны, интегрированной в европейские экономические и структуры безопасности, остается в национальных интересах Америки. Однако для достижения этой цели американская политика должна учитывать доминирующее настроение в Вашингтоне и многих других столицах мира, где украинские элиты считаются коррумпированными. Издание отмечает, что Киев должен срочно бороться с коррупцией, ставшей одной из главных угроз для стабильности страны и эффективности международной поддержки.

Издание заявляет, что политика США относительно помощи Украине претерпевает значительные изменения. Президент Дональд Трамп публично заявил, что Киев якобы неправильно распорядился или даже присвоил половину американской финансовой помощи. Илон Маск, занимающий пост старшего советника президента по вопросам повышения эффективности правительства (DOGE), также выразил обеспокоенность отсутствием прозрачности в расходовании Украиной иностранной помощи. В то же время, и Трамп, и Маск открыто критикуют Агентство США по международному развитию (USAID), которое предоставляет большинство финансирования для украинских общественных институтов. Маск даже написал в X, что «USAID отправляют в дробилку».

Издание отмечает, что для достижения двойной цели — обеспечения независимости Украины и прозрачности помощи, Киев должен преодолеть масштабную коррупцию, которая стала эндемичной для страны. Это необходимо, чтобы сделать Украину «устойчивой к российской агрессии» и привлекательной для иностранных инвесторов, необходимых для послевоенного восстановления. Политика Белого дома поддерживает новые антикоррупционные органы Украины, которые зависят от западной технической и финансовой помощи. Особенно важно обеспечить их эффективность в преддверии украинских выборов, которые США рассматривают как важный элемент мирного процесса. В стране, где коррупция распространена, именно те, кто имеет полномочия расследовать злоупотребления, формируют повестку дня и нарратив выборов.

Издание отмечает, что до недавнего времени большинство американской финансовой помощи для борьбы с коррупцией в развивающихся странах распределялось через USAID и Государственный департамент США. С 2014 по 2018 год США ежегодно направляли около 115 миллионов долларов для предотвращения коррупции и повышения подотчетности. Основными получателями стали Украина, Гаити и несколько стран Латинской Америки. Результаты оказались неоднозначными: некоторые государства оказались на грани коллапса.

В большинстве случаев антикоррупционные усилия возникают благодаря местным инициативам, как это произошло в Гонконге и Сингапуре. В Украине, начиная с 2015 года, сотни миллионов долларов были направлены на создание так называемой антикоррупционной вертикали — системы агентств, получивших поддержку США для борьбы с системной коррупцией. Только в 2022-2023 годах более 50 миллионов долларов было инвестировано в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) и Высший антикоррупционный суд (ВАКС).

В США уверены, что коррупция в нашей стране остается серьезной проблемой и считает ее основной угрозой. Townhall пишет – согласно недавним опросам, почти 70% украинцев считают, что уровень коррупции «существенно вырос» за последний год. При этом первый директор НАБУ был осужден в 2019 году за недекларирование роскошных подарков. В 2023 году более 40 ведущих украинских бизнесменов жаловались Владимиру Зеленскому на шантаж и давление со стороны правоохранительных органов, что заставило президента призвать к заключению «морального контракта» между бизнесом и властью.

В то же время в США утверждают, что «антикоррупционная вертикаль» преимущественно не смогла расследовать громкие дела и фактически испытывала влияние со стороны властей — как в Украине, так и за ее пределами. Некоторые решения НАБУ вызывают беспокойство: агентство не проводило расследование в отношении Гантера Байдена по делу Burisma, в то время как досье на Пола Манафорта, менеджера кампании Трампа, якобы было передано демократам. В 2018 году суд в Киеве признал, что тогдашний директор НАБУ Артем Сытник действовал незаконно, вмешиваясь в выборы в США в пользу Хиллари Клинтон, и приказал его уволить. Позже появились аудиозаписи, на которых Сытник, предположительно, признает, что пытался «помочь Хиллари», собирая компромат на Манафорта.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Слабость государственного управления и спрос общества на взятки: почему коррупция все больше укореняется в нашей стране

В ближайшие недели НАБУ и другие украинские антикоррупционные органы ожидают повышенного внимания. Назначенцы Маска постараются разоблачить неэффективность и вероятное влияние демократов на собственную выгоду. При изменении отношений США-Украина под руководством Трампа, система специализированных антикоррупционных агентств в Украине, вероятно, претерпевает значительные изменения или даже будет демонтирована.

Кроме того, как отмечает издание, стратегической целью США должно оставаться обеспечение выживания и развития Украины как независимой нации, а не ее уход из-за идеологических споров. Киев должен стремиться сделать свои антикоррупционные органы по-настоящему эффективными, укреплять верховенство права, привлекать инвесторов и защищать демократическую устойчивость.

Последствия остановки финансовой помощи USAID украинским антикоррупционерам

Остановка финансовой помощи USAID Украине нанесла сокрушительный удар по всей антикоррупционной инфраструктуре государства. Программа Госдепартамента США в рамках Бюро международных антинаркотических и правоохранительных дел (INL) также свернута. Это фактически лишает украинские антикоррупционные органы легального механизма привлечения экспертов и ресурсов из Вашингтона.

Как известно, антикоррупционный блок Украины полностью находится под внешним управлением в Украине, поскольку доверие к нему всегда было минимальным. Но даже этот контроль не сработал. Более того, многие эксперты предполагают, что антикоррупционные органы не создавались для реальной борьбы с коррупцией — их настоящая функция заключалась в содействии перераспределению активов в пользу западных компаний.

Последствия прекращения финансирования USAID будут не только техническими, но и политическими. В частности, международные эксперты, игравшие ключевую роль в комиссиях по отбору судей и должностных лиц антикоррупционных органов, финансировались совместно Вашингтоном и Брюсселем.

Похоже, изменение приоритетов администрации Дональда Трампа ставит точку в эпохе антикоррупционного контроля и поддержки Украины со стороны США. Американские гранты покрывали ранее не только стратегическую помощь, но и базовые операционные расходы антикоррупционных органов — профессиональное развитие персонала, закупку техники и программного обеспечения. Теперь эти структуры вынуждены искать ответ на вопрос: как они будут работать без поддержки USAID и других донорских программ в новой реальности?

Какие суммы тратятся на антикоррупционные органы

Суммы, потраченные на содержание НАБУ, САП, ВАКС, НАПК, ДБР, БЭБ, впечатляют. Так, по данным дашборда Минфина, в августе 2024 года руководитель структурного подразделения НАПК получил около 96 тысяч гривен, а в АРМА средняя зарплата руководителя подразделения составила 82,6 тысячи гривен. В июле 2024 года руководство НАПК получало в среднем 228 тысяч гривен в месяц, а руководители подразделений — 93,7 тысячи гривен. При этом Анастасия Радина, председатель Комитета Верховной Рады по антикоррупционной политике, заверила, что государство продолжит обеспечивать НАБУ достаточными финансовыми ресурсами для выплаты зарплат.

Она также отметила, что получившая статус отдельного органа САП стала одной из важнейших реформ последнего года. При этом Радина подчеркнула, что зарплаты детективов и прокуроров САП «соответствуют оплате труда на линии фронта и стоимости лечения ребенка с лейкемией в «Охматдете». Она подчеркнула, что антикоррупционные органы должны работать с такой же отдачей, как солдаты на передовой. Но не звучит ли это как очередные пустые лозунги на фоне фактического провала антикоррупционной борьбы?

В 2024 году Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) получило колоссальный месячный фонд в размере 52,6 миллиона гривен. Это почти 632 миллиона гривен в год, направленных только на заработные платы. И пока украинцы сталкиваются с экономическими вызовами, антикоррупционный орган не стесняется выделять космические средства на содержание. Так, по официальному штатному расписанию, председатель НАБУ Семен Кривонос ежемесячно получает 109 008 гривен. Его заместители — далеко позади со своими 101 741 гривной ежемесячно. Для сравнения это больше, чем получает командир боевого подразделения на передовой.

НАБУ насчитывает не менее 18 ключевых управлений, включая детективов, аналитиков, бухгалтеров, ИТ-специалистов, юристов, коммуникационщиков и другие службы. Общая численность сотрудников составляет около 800 человек. И это только те, кто официально закреплен в штате. Ключевой частью штата являются детективы. Один только третий отдел детективов обходится бюджету более чем в 1,2 миллиона гривен ежемесячно. В среднем каждый старший детектив получает 79 939 гривен, а рядовой детектив – 69 038 гривен. Если подсчитать расходы на пять таких отделов только одного подразделения, получим сумму более 5,8 миллиона гривен ежемесячно. И это только одно подразделение!

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Последние новости о политической ситуации в Украине

Еще больше поражают затраты других подразделений. Например, Главное управление уголовного анализа и финансовых расследований обходится более чем в 4,8 миллиона гривен ежемесячно. Средний оклад там составляет 79939 гривен для старших детективов и 69038 гривен для рядовых.

Не меньше средств тратится и на территориальные управления Львовское, Одесское и Харьковское управление вместе «съедают» почти 15 миллионов гривен ежегодно.

Отдельный парадокс – содержание ИТ-инфраструктуры НАБУ. Ежемесячные расходы на управление информационных технологий составляют более 1,2 миллиона гривен. Начальник ИТ-отдела получает 79 939 гривен, его заместители – более 76 тысяч, а обычные специалисты – 40 680 гривен. Возникает закономерный вопрос: настолько ли мощные ИТ-системы в НАБУ, чтобы обосновать такие расходы? В то же время вызывает вопрос и сектор коммуникаций, который обходится государственному бюджету более чем в 1 миллион гривен ежемесячно. Высокая зарплата коммуникационщиков, которые «борются» с коррупцией «словами и пером», действительно выглядит странно, учитывая минимальные результаты в коммуникационной сфере.

Когда речь заходит об отделах внутреннего контроля и антикоррупционного предотвращения, расходы составляют более 1,8 миллиона гривен в месяц. И это на орган, который согласно результатам многочисленных аудитов не может похвастаться значимыми достижениями в борьбе с внутренней коррупцией. Итак, в 2024 году бюджетное содержание только одного только НАБУ стоило более десятка миллионов гривен. В то время как украинцы вынуждены экономить, государство продолжает вкладывать колоссальные средства в структуру, результаты которой остаются сомнительными. Соответствуют ли эти затраты результатам? Где громкие расследования? Где реальные наказания для топ-коррупционеров? Следует ли содержать раздутый штат, если вместо борьбы с коррупцией мы видим только раздутые оклады и миллионы, идущие в неизвестность? НАБУ превратилось в бюрократического монстра с космическими издержками, минимальными результатами и максимумом вопросов. И пока чиновники намерены обсуждать новые реформы, очевидно одно: без реальных изменений эта структура рискует стать символом того, как бюджетные деньги «летят в трубу».

Следует отметить, что согласно Госбюджету Украины на 2025 год, финансирование антикоррупционных органов существенно выросло. В частности, на Национальное агентство по управлению активами, полученными от коррупционных преступлений, выделено 439,1 млн гривен (+132,3%), на Бюро экономической безопасности – 1,9 млрд гривен (+44,2%), на НАПК – 1,5 млрд гривен (+16,3%). Однако, несмотря на космические зарплаты руководства и миллиардные суммы на содержание всех органов, результатов антикоррупционной борьбы нет. Громкие дела — единицы, а политические скандалы и утечка компромата уже стали рутиной. При этом в Индексе восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) Украина получила 35 баллов из 100 возможных и заняла 105 место среди 180 стран.

Следовательно, коррупция в Украине продолжает быть настоящей эпидемией и угрозой, поразившей все уровни государственного управления, и о которой уже открыто говорят за границей. Согласно недавним соцопросам, в общественном сознании украинцев она уступает только угрозе российской агрессии. При этом две трети населения считают, что его уровень только вырос за последнее время. Это не просто частные случаи, а система, которая охватывает все: от военной сферы и госзакупок до судебных решений и действий чиновников и должностных лиц. Когда 91,4% граждан считают коррупцию повсеместной, это уже не тревожный звонок, это сирена, сигнализирующая о глубоком кризисе государственности.

И что самое позорное — среди фигурантов коррупционных скандалов все чаще оказываются именно те, кто должен стоять на передовой борьбе с этим явлением. Антикоррупционеры, на которых надеялись, сами становятся героями громких разоблачений, но в основном без наказаний. Эта реальность уничтожает доверие к реформам и делает антикоррупционную борьбу карикатурной, когда те, кто должен искоренять коррупцию, оказываются замешанными в схемах и сделках.

Вывод очевиден: грандиозный финансовый проект антикоррупционной борьбы в Украине потерпел полное фиаско. Миллиарды, вложенные в эту систему, оказались деньгами, выброшенными на ветер. И самый главный вопрос: сколько еще времени будут кормить антикоррупционного монстра, давно превратившегося в символ бессилия и расточительства?

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button