Социальная

Война и гендер: личные права индивидума и обязанности перед государством

Война всегда была ужасающей реальностью человечества, налагающей значительные обязанности на всех граждан страны. Она ставит общество перед очень актуальными и тяжелыми дилеммами, в том числе в отношении прав и выбора индивидов. Вопрос о том, имеют ли мужчины и женщины выбор во время войны, сложный и многогранный. Оно включает правовые, социальные и психологические аспекты, которые следует анализировать для лучшего понимания ситуации.

Личные права индивида и обязанности государства

В условиях войны права индивидов часто сводятся на второй план, уступая место коллективным обязанностям перед государством. Каждый гражданин становится частью военной машины, стремящейся обеспечить выживание и победу. С одной стороны, Конституция Украины гарантирует основные права и свободы человека, с другой – военное положение и мобилизация налагают обязанности на всех граждан.

В военное время тела людей частенько воспринимаются как собственность страны. Государство определяет, где и как люди должны служить и какие риски они должны принять на себя. Причем мужчины традиционно воспринимаются как солдаты и защитники, а их тела – инструмент военных действий. Женщины же, напротив, долгое время оставались вне активной военной службы, хотя и выполняли важные вспомогательные роли – поддержка тыла, медицинская помощь, волонтерская деятельность. Впрочем, реальность современных конфликтов опровергла эти стереотипы. Сейчас женщины активно вовлекаются в активное участие в боевых действиях, они служат на разных должностях — от медиков до стрелков, командуют подразделениями, участвуют в разведывательных операциях, и часто демонстрируют немалую отвагу и профессионализм. Однако это поднимает вопросы защиты их прав, обеспечения надлежащих условий службы, потому что, к сожалению, они часто сталкиваются с гендерными стереотипами и дискриминацией.

Правовые аспекты

В военное время ограничение прав мужчин и женщин вызывает серьезные проблемы.  Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» определяет обязательную военную службу для мужчин от 18 до 60 лет и добровольную для женщин. Кроме того, недавно принятый закон о мобилизации обязывает военнообязанных обновить учетные данные, а также предусматривает ряд новых ограничений по уклонению от военной службы.

То есть действующее законодательство ограничивает право мужчин и женщин на личный выбор, поскольку государство определяет, где и как они должны служить. Незаконные попытки уклонения от службы наказываются в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Украины, что дополнительно подчеркивает серьезность этого вопроса. В условиях военного положения украинские мужчины, подлежащие мобилизации, не имеют права свободно выезжать за границу. Это правило было введено для обеспечения достаточного количества мобилизационного ресурса для защиты страны. Государство таким образом контролирует передвижение граждан, что вызывает у определенного числа мужчин ощущение ограничения свободы и создаю дополнительное психологическое давление.

Следовательно, мужчины не имеют права выбирать, служить в армии или нет, оставаться на родине или уезжать за границу. При нем делает выбор государство, и незаконные попытки уклониться от этого выбора осуждаются и преследуются. Кроме того, с 1 октября 2023 отдельные категории украинок тоже должны стать на военный учет. Это решение вызвало значительный общественный резонанс и побудило снова задуматься о гендерных ролях мужчин и женщин во время войны.

Права мужчин и женщин во время войны является важной темой для обсуждения. Международные конвенции, такие как Женевские конвенции, обеспечивают защиту прав военнослужащих, включая право на гуманитарное обращение и защиту от пыток и жестокого обращения. Однако на практике эти права могут быть нарушены в условиях активных боевых действий. В Украине военнослужащие имеют право на обеспечение надлежащими условиями службы, медицинскую помощь, защиту от дискриминации и насилия. Однако реализация этих прав не всегда выполняется.

Социально-психологический аспект

В условиях войны оказывается большое психологическое давление на мужчин и женщин. Многие сталкиваются со сложной дилеммой: оставаться в безопасности, но чувствовать вину за то, что не помогают государству, или идти на фронт и рисковать жизнью. С одной стороны, защита страны является коллективной обязанностью, требующей жертв от каждого гражданина. С другой – ограничение личной свободы и принуждение к участию в военных действиях могут считаться нарушением основных прав человека.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Ненужные герои: как общество и государство относятся к ветеранам ВСУ

В данном случае возникают еще и вопрос этики, который тоже очень сложный, особенно когда речь идет об уклонении от службы. Имеет ли право человек отказаться от участия в войне по нравственным или религиозным соображениям? Ответ на этот вопрос зависит от правовой системы и нравственных норм общества.

Выбор служить или не служить часто сопровождается социальным давлением и стигматизацией, особенно для мужчин, традиционно воспринимаемых как защитники. Их обвиняют в измене, трусости или отсутствии патриотизма. Это создает дополнительное давление и заставляет многих исполнять обязанности, даже если они не поддерживают участие в войне.

Женщины, которые решают служить, могут столкнуться с предубеждениями и дискриминацией. Их мотивация и выбор часто подвергаются сомнению, и они могут сталкиваться с дополнительными трудностями на службе.

Либеральный или консервативный подход?

После начала войны большинство украинских женщин продолжали жить в реалиях либерального XXI века, где на первом месте стоят личные права индивида, а на втором – обязанности перед страной и нацией. Сейчас украинки имеют право сами выбирать — присоединяться ли ей к ВСУ, или оставаться в Украине, выезжать в мирную Европу, соблюдать консервативные семейные ценности, или отказываться от рождения детей, посвящая себя карьере или творчеству.

Однако жизнь большинства мужчин испытала значительную архаизацию и приблизилась к реалиям первой половины ХХ века, когда обязанности перед страной и нацией значили гораздо больше, чем личные права. Однако консервативный подход к гендерной роли мужчин не всегда гармонично сочетается с современным либеральным подходом к роли женщин. Во времена, когда каждый мужчина считался потенциальным солдатом, у каждой женщины была определенная социальная функция – рождение новых воинов. При этом для мужчин служба в армии была непоколебимой обязанностью, а рождение детей – не выбором женщины, а также ее обязанностью. Попытки отказаться от этой роли вызвали общественное осуждение, где не было места для принципа «мое тело — мое личное дело». Здоровое женское тело считалось собственностью страны и нации, равно как и тело военнообязанного мужчины.

Невозможность свободно распоряжаться своим телом является обычной мировой практикой. Например, запрет абортов в Польше кажется архаическим явлением, порочащим эту страну перед цивилизованным миром. В 2020 году Конституционный суд Польши вынес решение, установившее почти полный запрет абортов, что вызвало резкие протесты либеральной части общества. Новое правительство Польши пытается направить законодательство страны в более либеральное русло, в частности смягчить правила по поводу абортов, но разногласия внутри правительственной коалиции замедляют этот прогресс.

Англичане времен Черчилля или финки времен Маннергейма также не могли легально прервать беременность по собственной воле. Франция в этих вопросах пошла еще дальше – законы, принятые в 1920-х годах, не только усиливали наказание за аборт, но и запрещали использование противозачаточных средств, а также их рекламу и продажу. Это считалось способом компенсировать потери после Первой мировой войны, когда Франция понесла значительные человеческие потери. Возобновить легализацию контрацепции в стране удалось только в 1967 году.

В нацистской Германии женщины поощрялись к рождению как можно большего количества детей. Политика «Матери креста» награждала женщин, рожавших много детей, чтобы поддержать арийскую нацию. При этом аборт был запрещен, и любые попытки прервать беременность строго наказывались.

В СССР Сталин тоже ввел политику, направленную на увеличение рождаемости. Аборты были запрещены в 1936 году, и пытавшиеся их женщины преследовались законом. При этом рождение детей считалось обязанностью каждой женщины, а многодетные мамы получали награды и льготы. Во время Голодомора 1932-1933 годов в Украине, вызванного политикой коллективизации и репрессий, погибли миллионы украинцев. Это привело к значительному уменьшению населения, а репрессивная политика по отношению к крестьянам оставила глубокий след в демографической структуре Украины. Запрет абортов был и после Второй мировой войны, в результате которой население государства значительно уменьшилось. Общие потери военных и гражданского населения во время войны по разным данным составляют от 50 до 75 миллионов человек. Из них от примерно 8 до 10 миллионов – украинцев, это почти четверть всего тогдашнего населения Украины.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Будущее под контролем: как микрочипы могут изменить нашу жизнь

С другой стороны, в конце ХХ века Китай ввел политику одного ребенка, продолжавшуюся с 1979 по 2015 год. Это была принудительная государственная политика, направленная на ограничение рождаемости для контроля над перенаселением. Нарушавшие эту политику женщины сталкивались с серьезными штрафами и другими санкциями.

В настоящее время война в Украине привела к демографической катастрофе, и рождение детей приобрело не меньшее значение для страны, чем защита независимости с оружием в руках. Но когда сторонники жестких методов говорят о том, что Украина должна стать большим военным лагерем на десятки лет, они часто обходят стороной архаизацию гендерной роли женщин.

В 2023 году большой резонанс вызвало скандальное заявление бывшего советника главы МВД и исполнительного директора Украинского института будущего Вадима Денисенко, сын которого, кстати, живет за границей. Денисенко предложил после войны запретить мужчинам выезд на три года из страны. Такое предложение противоречит не только либеральным ценностям, но и элементарной логике, поскольку очевидно, что продолжение запрета на выезд мужчин не решит демографической проблемы страны. Для рождения детей нужны еще и женщины, но о закрытии границ для них Денисенко не рискнул заявить.

Кроме того, в разгар войны в соцсетях среди политиков и рядовых граждан часто появляются предложения по ограничению после войны в гражданских правах невоевавших мужчин. В таком случае скоро не удивительны нелиберальные призывы, которые будут требовать лишать гражданских прав и бездетных женщин, которые также не вносят достаточного вклада в национальное дело.

Одна из интриг войны в Украине состоит в том, насколько устойчивой окажется либеральная инерция. Расширятся ли консервативные окна Овертона? Коснется ли современная архаизация обычаев миллионов украинских мужчин и женщин? От ответа на эти вопросы зависит наше будущее.

Если победят либеральные ценности XXI века, украинские мужчины и женщины сохранят свой нынешний статус, и на их личные права никто не посягает. Однако есть большая вероятность того, что после войны государство будет спасать демографическую ситуацию за счет миграции из азиатских и африканских стран. Но в таком случае придется забыть о мононациональной и монокультурной Украине будущего. Придется смириться с тем, что нашу страну населяют люди разных этнических и религиозных взглядов.

В то же время, если победит консервативный подход первой половины ХХ века, жесткие ограничения коснутся не только украинцев, но и украинок. Тогда в Украине могут попытаться запретить аборты и максимально усложнить доступ к средствам контрацепции, ссылаясь на исторический опыт и примеры других стран. В таком случае женская бездетность подвергнется такой же стигматизации, как и мужское уклонение от службы, а философия чайлдфри (сознательной бездетности) может быть приравнена к национальной измене. В настоящее время такой сценарий кажется фантастическим, но не следует забывать, что несколько лет назад война, общая мобилизация и закрытие границ для украинских граждан тоже выглядели чепухой.

Итак, война и гендер представляют собой сложные и взаимосвязанные вопросы, требующие разумного подхода. В условиях военного конфликта права индивидов часто ограничиваются в пользу коллективных потребностей государства, что ставит перед обществом тяжелые дилеммы. Роль мужчин и женщин меняется, но основные проблемы остаются актуальными: как обеспечить равные права и условия для всех, как найти баланс между индивидуальными правами и государственными обязанностями, как бороться с гендерными стереотипами. Украина и другие страны мира постепенно двигаются к более равноправному обществу, но этот путь длинный и сложный. В данном случае следует найти баланс между необходимостью обеспечения национальной безопасности и защитой прав своих граждан.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button