От заповеди к закону: действует ли в военной Украине право на альтернативную службу?

Библейская заповедь «Не убивай» является одной из основных нравственных наставлений, которой придерживаются верующие разных конфессий. Она требует от верующих не только воздерживаться от насилия, но избегать ситуаций, где может возникнуть потребность в убийстве. В современном мире, где военная служба является обязанностью для многих, эта заповедь часто становится предметом обсуждения и законодательных решений.
Правовой институт альтернативной, то есть невоенной службы для религиозных граждан, действует в нашей стране уже более двух десятилетий, с тех пор как он был введен в 1992 году с принятием Закона «Об альтернативной службе (невоенной) в Украине». Благодаря ему были освобождены от наказания мужчины, которые к моменту принятия закона были осуждены за уклонение от призыва по религиозным мотивам, уголовные производства в отношении них были закрыты.
Правом альтернативной службы за эти годы воспользовались сотни граждан несмотря на то, что продолжительность ее в полтора раза больше срока военной службы. По статистике, в 1992 году альтернативную службу прошли 255 человек, в 2011 году – 499; в 2012 году – 436; в 2013 году – 215; в 2014 году – 475 (https://www.msp.gov. ua/content/spivrobitnictvo-z-radoyu-evropi.html).
С началом войны институт альтернативной службы обнаружил уязвимые места и правовые противоречия. В медиаполе время от времени встречается информация о диаметрально противоположных судебных решениях. Юридически-судебная газета, например, пишет о двух таких случаях. В первом Верховный Суд оставил мужчине в силе приговор в 3 года тюрьмы, во втором суд сослался на позицию ЕСПЧ о том, что государство должно обеспечить лицам прохождение альтернативной (невоенной) службы, полностью отделенной от воинской обязанности, а право на отказ от прохождения военной службы по религиозным убеждениям гарантировано пунктом 1 статьи 9 Конвенции по правам человека. (https://sud.ua/ru/news/publication/305055-religioznye-ubezhdeniya-ne-mogut-byt-osnovaniem-dlya-ukloneniya-ot-mobilizatsii-verkhovnyy-sud-ostavil-v-sile-prigovor-v -3-goda-tyurmy-uklonistu)
Мы обратились к руководителю адвокатского объединения «Репешко и партнеры» Игорю Владимировичу Репешко за разъяснением украинского законодательства, регулирующего военные отношения.
Статья 35 Конституции закрепляет право каждого гражданина Украины на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает «свободу исповедовать любую религию или не исповедовать ни одной, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, проводить религиозную деятельность». В этой статье также законодательно закреплены взаимоотношения верующего человека с военными институтами: «В случае если исполнение воинской обязанности противоречит религиозным убеждениям гражданина, исполнение этой обязанности должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой». Вроде бы понятна и вполне конкретная норма. Однако, как и во всем, есть свое но. В той же статье читаем: «Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от исполнения законов по мотивам религиозных убеждений». Добавьте к этому норму о: «Защита территории Украины является обязанностью каждого гражданина в возрасте от 18 до 60 лет», и станет ясно, что представители ни одной из конфессий, имеющих запрет на убийство, не смогут быть застрахованы от мобилизации.
Но ведь у нас есть Закон «Об альтернативной службе»?
Да, у нас действует …нет, лучше сказать, существует Закон Украины «Об альтернативной (невоенной) службе». Он утверждает, что альтернативная служба во время мобилизации все же возможна.
Конституционные положения не устанавливают конкретного представления о содержании религий, вероисповедании и значении религиозных убеждений. О каких конфессиях идет речь?
Постановлением правительства утвержден перечень зарегистрированных организаций, запрещающих использование оружия. Это:
⁃ Адвентисты-реформисты;
⁃ Адвентисты седьмого дня;
⁃ евангельские христиане;
⁃ евангельские христиане-баптисты;
⁃ покутники;
⁃ Свидетели Иеговы;
⁃ харизматические христианские церкви (и церкви, приравненные к ним, согласно зарегистрированным уставам);
⁃ христиане веры евангельской (и церкви, приравненные к ним, согласно зарегистрированным уставам);
⁃ Общество Сознания Кришны.
Что делать верующим – членам религиозных общин, устав которых не позволяет участвовать в военной службе?
Чтобы не брать в руки оружие, верующим следует написать заявление в ТЦК, в котором попросить выполнять военную обязанность в форме альтернативной (невоенной) службы и добавить справку от религиозного сообщества из вышеупомянутых.
К заявлению следует добавить документ, подтверждающий истинность убеждений. Согласно уже сложившейся адвокатской практике, подать такое заявление необходимо еще до того, как человеку вручат повестку, чтобы это не воспринималось как уклонение от призыва на военную службу. Следовательно, местные власти могут найти для такого человека место (например, предприятие по изготовлению дронов), где они смогут проходить альтернативную службу.
Но это лишь часть проблем, возникающих при прохождении альтернативной службы. Одна из них особенностей – это специфическое питание верующих, соблюдение поста, запрет определенных видов продуктов. Еда в армии одинакова для всех… Этот вопрос совсем не урегулирован в законодательстве.
Военная служба в мирное и военное время – есть ли разница для «альтернативщиков»?
Так, следует учесть, что указом Президента с 24.02.2022 года в Украине отменен призыв на срочную военную службу и введена общая мобилизация. Срочная служба в мирное время – это одно, а мобилизация при полномасштабном вторжении – это совсем другое.
Перечень лиц, не подлежащих мобилизации, приведен в ст. 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» и в нем точно нет упоминания о возможности отсрочки для лиц, проходивших альтернативную службу. Так что остается только надежда на сотрудников местных органов власти и ТЦК, которые могут обеспечить религиозного человека местом на войне, без возможности брать в руки оружие. Медицина, связь, логистика, транспорт, ремонт, кухня, ИТ, инженерные войска – возможности есть. Но учитывая сложившуюся практику, можно утверждать, что такой вариант маловероятен. Остается только просить своего командира давать задачи, связанные с обеспечением войска, а не боевые.
Если верующего человека не услышали, нарушили его право, есть ли смысл обращаться в суд?
Следует учесть, что по сложившейся судебной практике большинство решений суда первой инстанции выносится не в пользу заявителя, который отстаивает свои права как человек, который не может брать в руки оружие, одевать военную форму и убивать людей через свою веру и отношения с богом. Ее признают виновной в уклонении от мобилизации. Но в этом случае есть возможность отрицать вынесенное решение и часто такая практика успешна. Кстати, в постановлении Верховного суда Украины, приведенном «Судебно-юридической газетой», говорится, что отсутствие оснований давать военнообязанному отсрочку от призыва в связи с его религиозными убеждениями не означает, что он обязательно должен будет брать в руки оружие. Таких военнослужащих можно использовать для решения других важных задач вроде подвоза провизии и боеприпасов, строительства укреплений, а также эвакуации раненых с поля боя.
Можно ли вообще в таких случаях апеллировать к Конвенции по правам человека?
Если применять практику Европейского суда по правам человека, который установил: у призывника должно быть «неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями личности или глубоко искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами», то здесь придется доказывать не только наличие убеждений, но и то, что определенные политические, философские, этические или религиозные взгляды несовместимы с несением военной службы.
Как решается вопрос альтернативной службы в мире?
В странах, где нет призыва, соответственно, нет альтернативной службы.
Ранее в период призыва право на такую службу носило разрешительный характер. Кандидаты на альтернативную службу не собирали справки, а писали целые произведения, объясняющие, почему не могут служить в армии. Окончательное решение по этому вопросу принимала организация по делам альтернативной службы. В последние годы право на альтернативную службу фактически стало носить заявительный характер, практически – по желанию. В качестве примера можно привести Германию, где до отмены обязательной военной службы в 2011 году альтернативная служба признавалась формой исполнения воинского долга. Возможен был и отказ от военной службы, как по светским, так и религиозным убеждениям. Альтернативная служба всегда представляла собой обязательную службу во благо обществу, и граждане проходили ее преимущественно в социальной сфере. Кстати, в этой стране во время существования военного призыва в 1969 году было принято Дополнение к закону, в котором было определено, что если признанные «отказники» по природе своих убеждений не могут проходить даже альтернативную гражданскую службу, они освобождаются от гражданской службы и работают за свободным трудовым соглашением.
Для полноты картины следует также напомнить содержание статьи 22 Конституции Украины, согласно которой при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. А также подвергнуть сомнению исчерпывающий перечень религиозных организаций, принадлежность к которым дает право на альтернативную службу. Воспользовавшись статистическими данными портала РИСУ, мы подсчитали количество общин, которые относятся к указанным в списке организаций: адвентисты – 969 общин; баптисты – 2621 община; евангельские христиане – 2519; харизматы – 1436 общин; свидетели Иеговы – 372 общины; общество сознания Кришны – 40 общин. Совокупно есть 7957 общин. Для сравнения укажем на количество действующих общин православных – 18132 и католиков – 4740.
Как видим, в Украине существует значительное количество религиозных организаций, в частности, православные и католические общины, количество которых превышает 22 тысячи. Вероятно, они также имеют свои моральные и этические нормы, которые противоречат выполнению воинской обязанности с оружием в руках, однако пока не имеют права на альтернативную службу.