Социальная

Правовой нонсенс в действии: как МОН своими приказами о дистанционном обучении переписывает законодательство и разрушает школы

Министерство образования и науки снова вмешивается в систему, которую должно оберегать. И в этот раз не реформой, а своими решениями, противоречащими действующему законодательству. Под прикрытием адаптации к условиям войны МОН утвердило приказы №1112 и №1115, изменяющие правила дистанционного обучения в Украине. Вместо поддержки детей, живущих в постоянной опасности, за границей или на оккупированных территориях, вместо сохранения школ, в критических условиях удерживающих связь между учителем и учеником, министерство создало юридический механизм разрушения. Державшаяся на гибкости система теперь сталкивается с нормативной реальностью, где формальность важнее доступа, а ведомственный приказ сильнее закона.

Новые дистанционные правила МОН

С 1 сентября 2025 г. в украинских школах официально вступят в силу новые правила дистанционного обучения, якобы приспособленные к условиям войны.  Их утвердило Министерство образования и науки, реагируя на ситуацию, в которой оказалась вся страна, когда дом, школа и детство для многих разбросаны по разным уголкам мира. Идея перемен заключается вовсе не в том, чтобы сделать обучение доступным для каждого ребенка, независимо от того, где он оказался — в Киеве, в прифронтовом селе, на временно оккупированной территории или где-то в Берлине или Варшаве. Согласно новым приказам, для создания дистанционного класса не обязательно иметь полную школу и все классы. К примеру, если есть учащиеся с 5-го, 6-го, 8-го классов, а нет седьмого, то это больше не проблема. Такие классы могут работать отдельно, дистанционно, и им не нужно «дотягивать» недостающие звенья, потому что сама структура становится более гибкой.

Еще одно нововведение касается минимального количества учащихся в дистанционном классе. В идеале их должно быть не менее 20, но в условиях войны и реальной географии Украины есть исключения: в маленьких селах или оккупированных территориях можно создавать классы даже из 10-15 учеников. То есть теперь не придется ждать, пока «наберется группа».

Изменяется и подход к программе. Раньше дистанционные школы часто работали каждая по-своему. Теперь все дети в одном классе будут учиться по одной программе, что значительно упрощает координацию и позволяет избежать путаницы, когда один пятиклассник изучает одно, другой совсем другое, а на тесте они должны знать одно и то же.

Для детей, живущих за границей, тоже предусмотрено несколько вариантов. Если есть желание и возможность, они могут продолжать полноценную дистанционную учебу по украинской программе. Однако если семья уже адаптировалась в новой стране, а ребенок ходит в местную школу, то он все равно может оставаться на связи с Украиной: из-за отдельного украиноведческого компонента, состоящего из 5–8 часов в неделю, чтобы не потерять связь с родиной.

Отдельное внимание будет уделяться детям, оставшимся на временно оккупированных территориях. Для них предусмотрено индивидуальное обучение, так называемый педагогический патронаж. Это особый формат, когда учитель сопровождает ребенка персонально и помогает не только в овладении учебным материалом, но и оказывает поддержку в ежедневных переживаниях. Ведь не всегда есть возможность выйти в Zoom или отправить задание вовремя.

Также чиновники подчеркнули, что если в школе, куда ходит ребенок, нет укрытия, то он может оставаться на дистанционном обучении без необходимости переводиться в другое заведение. Раньше это часто было камнем преткновения, потому что, мол, нет бомбоубежища, значит, ищите другую школу. Теперь ребенок остается в своей школе, с теми же учителями, просто учится онлайн. И при всех этих изменениях МОН отмечает приоритет очного обучения. Там, где безопасность позволяет, где есть укрытие и спокойнее, дети имеют возможность учиться вживую, потому что общение, живое слово, команда одноклассников рядом могут дать больше, чем просто знание учебника.

С началом 2025/2026 учебного года вступят в силу новые положения, касающиеся школ, не имеющих возможности продолжать работу из-за отсутствия надлежащих условий. Если учебное заведение не способно функционировать, его деятельность может быть остановлена, а учащихся переведут в другие школы. Работникам в таком случае могут объявить простой или предложить трудоустройство в других учебных заведениях.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Летний сезон в условиях войны: спрос, риски и цена отдыха

Почему приказы МОН №1112 и №1115 – это не реформа, а удар по украинскому образованию

Приказы №1112 и №1115 Министерства образования и науки Украины должны стать ответом на вызовы войны, обеспечив безопасное, гибкое, организованное дистанционное обучение для детей, которые вынуждены изменить место жительства или остались на временно оккупированных территориях. Но вместо поддержки и адаптации педагоги увидели в них централизованный, жесткий механизм, который не учитывает реалии школьной жизни, обесценивает дистанционное образование и ставит под угрозу существование школ в прифронтовых регионах. И это не эмоции, а последствия, которые сейчас вызывают массовое беспокойство среди директоров, учителей, родителей и местных общин.

Главная суть приказов состоит в зачислении детей не по месту регистрации, а там, где они физически находятся. Логика выглядит формально просто: в случае, если ребенок уехал, то его переводят в школу по новому месту жительства. Если школа, где она училась раньше, не работает, она должна быть официально закрыта. А это значит, что учителей сократят, а субвенция на образование переедет в другую область.

На практике мы наблюдаем, как чиновники цинично превращают детей в ресурс, за которым идет финансирование. При таких условиях педагоги с прифронтовых и приграничных территорий, которые держались последними силами, часто без укрытий, и с нестабильным интернетом, но с едва ли не личной связью с учениками, теперь остаются безо всякого шанса сохранить свои школы. Даже те, кто организовал эффективное дистанционное обучение и сохранил лояльность родителей, по новым правилам не могут «удержать» учеников официально, потому что приказ МОН требует, чтобы ребенок учился там, где он сейчас проживает, а не там, где хочет.

Формально все выглядит правильно, но за формулировкой о месте фактического пребывания скрывается то, что учителям просто отказывают в праве продолжать работать, а общинам — содержать собственные школы. Сельские школы, школы в зонах повышенного риска, маленькие заведения автоматически подвергаются угрозе закрытия. И то, что так оптимистично чиновники называют оптимизацией, на самом деле, не что иное, как обычная ликвидация.

Решение МОН также противоречит положениям законодательства об образовании, где указано, что доступ к знаниям должен быть обеспечен независимо от места жительства. Министерство де-факто забирает у органов местного самоуправления право самостоятельно определять организационную модель обучения. Это создает юридическую коллизию, поскольку закон «О местном самоуправлении» не предусматривает прямого подчинения общин решениям министерства по структуре образовательной сети.

Кроме того, согласно новации от МОН, для формирования одного дистанционного класса необходимо не менее двадцати учащихся. До этого момента государственная нормативная база позволяла организовывать дистанционное обучение при минимуме в пять человек. Новое требование сложно для выполнения, а в ряде случаев технически невозможно, особенно в сельских общинах, прифронтовых территориях и для учеников, которые находятся на временно оккупированных территориях или за рубежом.

Суть проблемы состоит в том, что большинство дистанционных школ, созданных в первые годы полномасштабной войны, обеспечивали обучение небольшим группам учащихся, часто из разных областей. Например, на базе одной школы могли учиться семеро детей с временно оккупированной Херсонщины, пятеро с территорий вблизи линии фронта, еще несколько из-за границы. В условиях новых ограничений такие смешанные группы не смогут функционировать, а учащиеся останутся без возможности учиться в своих украинских заведениях.

Следовательно, приказ №1112 напрямую угрожает сохранению существующей дистанционной инфраструктуры. Если минимальную наполняемость оставить на уровне 20 человек, десятки школ вынуждены будут прекратить деятельность. Например, в Валковской общине Харьковской области под угрозой окажутся сразу 15 школ. Особенно сложна ситуация в горных районах, селах с численностью населения до 300 человек, а также в общинах, где количество внутренне перемещенных лиц постоянно меняется.

Кроме угрозы для самих учащихся, проблема касается и учителей. По оценкам профсоюзных организаций более 2300 педагогов, задействованных в дистанционном образовании, могут потерять рабочие места. Часть из них уже работает в статусе переселенцев, не имея другой альтернативы трудоустройству в образовании. При отмене дистанционных школ они останутся без занятости, а дети — без профессиональных педагогов, к которым привыкли.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Спрос на е-книги в Украине и роль ИИ в их создании

Еще один болезненный момент касается положения детей, которые учатся за границей, но продолжают дистанционное обучение в украинских школах. Для многих семей это был способ сохранить связь с родиной, родным языком, украинской образовательной системой. Но сейчас, когда вся структура подчиняется серьезному принципу “образование по месту нахождения”, тыщи таковых учащихся могут оказаться за пределами системы. Им предлагают украиноведческий компонент. А это всего несколько часов в неделю наряду с обучением в зарубежных учебных заведениях, что создает дополнительную нагрузку на детей, которые и так находятся в постоянном стрессе. Полноценное же образование, которое предоставляли учителя из Украины, больше не предвидится для оказавшихся за рубежом украинских школьников.

Отдельной проблемой для родителей будет отказ в праве самостоятельно выбирать учебное заведение для своего ребенка. Даже если они хотят оставить ребенка в украинской дистанционной школе, закон больше этого не позволяет. Перевод происходит автоматически. А если родители не успели подать заявление, то их ребенка могут даже перевести в другое заведение без их согласия решением военной администрации.

Это прямо противоречит статьи 53 Конституции Украины о праве каждого ребенка на образование,  Законам Украины «Об образовании» да «О полном общем среднем образовании», ставит под угрозу существование малых школ в прифронтовых, сельских и отдаленных общинах, ликвидирует доступ к дистанционной форме обучения тысяч детей за границей, на временно оккупированных территориях (ТОТ), в опасных регионах. Поэтому приказы №1112 и №1115 уже называют антиконституционными, о чем публично заявляет Профсоюз работников образования, народные депутаты и образовательные активисты.

Самая большая проблема приказов кроется в их логике. Они формализуют процесс и игнорируют содержание, не признавая дистанционное обучение полноценной формой, которую можно и нужно развивать в сложившихся условиях. Для чиновников это лишь временная альтернатива, которую следует минимизировать и быстро перевести во что-то другое. Это означает, что весь опыт учителей, которые в последние годы создали эффективные дистанционные классы, построили связь с детьми, смогли сохранить украинское образование в экстремальных условиях, просто обесценены.

Следует отметить, что через восемь месяцев после подписания приказа к ситуации наконец-то пришли в Верховную Раду. Министра образования и науки Оксена Лесного вызвали на отчет, и он пообещал «доработать документ». Сложилось впечатление, что министр все это время, как спящая красавица, проспал процесс подготовки и подписания приказа и только теперь проснулся. Депутаты же наконец-то требуют конкретного шага, а именно отмены регистрации приказа в Минюсте. От имени тысяч родителей, учащихся и учителей, депутаты во главе с народным депутатом Павлом Сушко обратились к Премьер-министру Украины с требованием отменить скандальный приказ МОН под номером 1112, вызвавший настоящую обеспокоенность и критику в образовательном сообществе. Но вместо того, чтобы услышать голос общества и признать ошибки, МОН просто опубликовало изменения в этот приказ, не отменяя его.

Чем ближе к сентябрю, тем больше становится неопределенность для школ, учителей и школьников и их родителей. Одни не уверены, продолжит ли работу их школа. Остальные волнуются, смогут ли сохранить свою работу. А для многих главным вопросом остается, будет ли у них ребенок возможность учиться на украинском языке, даже находясь вдали от дома.

Следовательно, вместо того чтобы подставить украинцам плечо, министерство образования и науки в очередной раз поставило им подножку и превысило пределы собственной компетенции. Конституция Украины гарантирует каждому право на доступное и бесплатное образование. Это право не может быть поставлено в зависимости от технических или демографических обстоятельств, тем более в условиях войны, когда большое количество детей не имеет возможности посещать очные школы. Решение МОН в нынешнем виде не имеет юридического обоснования и противоречит законам Украины. В правовой системе это прямой нонсенс: подзаконный акт, изданный исполнительным органом, не может изменять норму закона или ограничивать права граждан. Попытка сохранить централизованный контроль за счет сокращения доступа к образованию не имеет правовой легитимности и создает основу для массовых судебных споров и обжалования на всех уровнях публичной власти. Кроме того, действия МОН подрывают доверие к системе управления образованием, провоцируют конфликты между министерством, местным самоуправлением и обществом. В результате снова страдают дети и все участники образовательного процесса.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button