Политические

Решительный ответ на российскую агрессию: Великобритания инициирует проект Nordic Warden

Реагируя на растущие угрозы, Великобритания запустила систему Nordic Warden для мониторинга подводной инфраструктуры и отслеживания действий российского «теневого флота». Об этом сообщил министр обороны Джон Хили, отметив решимость Британии противодействовать российской агрессии не только в Украине, но и за ее пределами.

Проект стал реакцией на инцидент в Балтийском море, где был поврежден кабель, обеспечивавший энергоснабжение между Финляндией и Эстонией. Правительство Финляндии считает, что повреждение может быть связано с действиями судов российского «теневого флота». Хили отметил, что правительство Соединенного Королевства озабочено подобными случаями саботажа подводных коммуникационных линий.

Это первый случай, когда Объединенные экспедиционные силы (JEF), возглавляемые Великобританией, используют систему Nordic Warden.  JEF – военный союз, созданный для быстрого реагирования на угрозы в Северной Европе, Балтийском регионе и Северной Атлантике, в том числе, на угрозы, связанные с российской агрессией. В отличие от НАТО, JEF работает более гибко и оперативно. Союз обеспечивает безопасность и защиту важнейшей инфраструктуры в морских регионах.

Система Nordic Warden становится важным инструментом в работе JEF для выявления угроз подводным коммуникациям и наблюдение за подозрительными судами в режиме реального времени. Система базируется в штабе JEF в Нортвуде и использует искусственный интеллект, что позволяет оперативно оценивать риски и немедленно информировать союзников НАТО и JEF.

Почему именно подводная инфраструктура критически важна

В настоящее время подводная инфраструктура – ​​фундамент глобальной экономики, связи и энергоснабжения, – и любые ее повреждения могут иметь катастрофические последствия. работы финансовых рынков, государственных органов, бизнесов и рядовых пользователей. Ежедневно через эти кабели осуществляются финансовые операции на триллионы долларов и любой сбой в их работе может повлечь за собой серьезные экономические последствия.

Помимо связи, подводные кабели важны для энергоснабжения. Они передают электроэнергию между, скажем, Скандинавией, Великобританией и Европой. Кроме того, через подводную инфраструктуру транспортируют электроэнергию, генерируемую морскими ветровыми электростанциями.

Однако подводная инфраструктура уязвима к угрозам, прежде всего, к целенаправленным атакам. Кабели, проложенные по дну океанов и морей, сложно охранять из-за их протяженности и расположения. Это делает их лакомой мишенью для саботажа. В случае повреждения кабелей могут возникнуть перебои в работе связи или энергосистем, что усложнит координацию действий между странами НАТО, что особенно критично в условиях военных операций или кризисных ситуаций.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  «Челночная» дипломатия Орбана: ловушка для Украины или шанс на мир

Кроме того, следует иметь в виду и техногенные риски. Даже случайные повреждения из-за суден или рыболовных орудий могут нарушить работу инфраструктуры. Если такие события происходят в стратегически важных районах, например в Балтике, их последствия будут ощущаться далеко за пределами региона.

Особой угрозой являются действия «теневого флота» — подлодок или специализированных кораблей, которые могут повреждать кабели или иную инфраструктуру. Такие диверсии часто производятся тайно, без применения силы. Это часть гибридной войны, когда страны-агрессоры используют угрозу для создания политического или экономического давления.

Что такое «теневой флот» и в чем его угроза

Это группа судов, которые действуют тайно и пытаются остаться незаметными.

Эти корабли могут шпионить за другими странами, перехватывать данные, которые передаются через подводные кабели, или изучать как защищенная инфраструктура, чтобы найти уязвимые места. инфополы постоянно циркулируют новости о нелегальной деятельности российского теневого флота, например, перевозка нефти в обход интернациональных санкций.

Подобные действия уже вызвали серьезные проблемы. В 2023 году в Балтике был поврежден кабель, передающий электроэнергию между Финляндией и Эстонией. Расследование показало, что неподалеку было замечено российское судно, что вызвало подозрение в саботаже. В Норвегии вблизи газопроводов и кабелей неоднократно были зафиксированы российские корабли, что также вызвало тревогу. Один из самых громких инцидентов произошел в 2022-м, когда были повреждены газопроводы.Северный поток”. Хотя вина определенных лиц или структур точно не доказана, многие эксперты уверены в причастности к этому российских судов.

Почему именно Великобритания инициировала Nordic Warden, как НАТО поддерживает эту инициативу и есть ли аналоги в других странах

Создание Nordic Warden было инициировано именно Соединенным Королевством как одной из ведущих стран НАТО, обладающей мощным флотом и большим опытом в защите морских территорий. Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Исландия. уязвимы к угрозам в морских регионах, и Британия координирует усилия по их защите.

Nordic Warden является частью стратегии Великобритании по усилению безопасности в регионе. После выхода из ЕС Лондон стремится сотрудничать со странами Северной Европы и Балтии.

Страны НАТО помогают развивать Nordic Warden, оказывая техническую поддержку, обмениваясь информацией об угрозах и помогая координировать действия. Эта система работает вместе с другими проектами в разных странах. К примеру, в США есть система ЮСС для отслеживания подводных угроз, а Франция использует специальные подводные аппараты для мониторинга кабелей, Германия, Нидерланды, Норвегия и страны Балтии также имеют собственные программы для защиты морской инфраструктуры. сделку о совместной работе по защите подводной инфраструктуры в Северном море. Соглашение направлено на усиление безопасности подводных кабелей и трубопроводов после взрывов на газопроводах «Северный поток» в сентябре 2022-го.

Как работает ИИ в Nordic Warden, как система защищает данные и справляется с вызовами

Система Nordic Warden получает информацию из разных источников. Например, корабли передают свои местоположения через AIS – автоматическую идентификационную систему, которая используется для отслеживания судов и обеспечения безопасности навигации и позволяет судам передавать и принимать информацию о себе через радиосигналы, работающие в диапазоне VHF. показывают их маршруты с высоты, а гидроакустика позволяет «слушать» под водой и находить подлодки или другие объекты. Дополнительно система получает данные от разведки.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Конец трансатлантического альянса: как ЕС и США дрейфуют в разных направлениях

ШИ анализирует данные, ищет подозрительные детали и оценивает уровень риска для каждого корабля. Он может обнаружить, если судно ведет себя странно или пытается скрыть свой маршрут. Если что-то опасно, система быстро сообщает об этом военных и партнеров НАТО.

Данные, обрабатываемые системой, хорошо защищены от хакерских атак, и система постоянно проверяет себя на наличие угроз. В случае атаки, система может изолировать пораженные части и продолжать работать.

Также Nordic Warden учится на каждом случае, чтобы становиться умнее и лучше распознавать потенциальные угрозы. Это делает ее надежным помощником в защите важных объектов и борьбе с опасностями, скрывающимися под водой.

Nordic Warden эффективно реагирует на вызовы в мониторинге подводной инфраструктуры. Основная проблема – умышленное искажение данных AIS. Некоторые корабли изменяют эти данные, чтобы скрыть свои действия. Nordic Warden решает эту проблему, сравнивая данные AIS со спутниковыми снимками, сигналами гидроакустических сенсоров и разведывательной информацией. Если система обнаруживает несоответствие, например, судно исчезает с радаров или резко меняет курс, это вызывает подозрение и информация проверяется через дополнительные источники.

Одним из вызовов является обнаружение малых подводных аппаратов — дронов или минисубмарин, которые сложно увидеть из-за их размера и способности действовать на больших глубинах. Система использует чувствительные гидроакустические сенсоры, чтобы фиксировать движение даже небольших объектов, анализирует рельеф дна и прогнозирует местонахождение этих аппаратов. Планируется также добавить автономные подводные дроны для патрулирования морских зон и проверки подозрительных объектов.

Следует заметить. что Nordic Warden сталкивается с юридическими и политическими вызовами, поскольку мониторинг судов в международных водах имеет ограничения. Ведь корабли имеют право на свободу навигации и некоторые страны могут считать мониторинг вмешательством в свои дела, что может вызвать политическую напряженность.

Возможности усовершенствования Nordic Warden и интеграции с другими оборонными системами НАТО

Ожидается, что система будет обновляться для лучшего обнаружения угроз. Ее дополнят современные сенсоры для поиска наименьших опасностей на дне морей. мгновенно предупреждая об опасностях.

Nordic Warden будет интегрирована с другими системами безопасности НАТО: американской IUSS, которая следит за подводными угрозами. Франция, Германия и Нидерланды будут также иметь свои программы мониторинга, связанные с Nordic Warden, что позволит странам работать как единая команда.

В будущем систему могут использовать не только в Северной Европе, но и в других регионах с подводной инфраструктурой – Средиземном море, Атлантическом и Тихом океанах.

…Благодаря инновационным технологиям и сотрудничеству между странами, Nordic Warden может стать глобальным инструментом защиты подводной инфраструктуры, помогая сделать мир более безопасным.

Татьяна Викторова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button