Юридическая консультация

Закон об усилении ответственности за военные правонарушения: новые виды наказаний (комментарии адвокатов)

9 мая Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект №10379 об усилении ответственности за военные правонарушения. Принятый закон направится на подпись Президенту Украины, а после этого вступит в силу.

ИА «ФАКТ» попросила специалистов адвокатского объединения «Репешко и партнеры» прокомментировать законодательные нововведения и их последствия.

О чем идет речь в принятом законопроекте?

Принятый законопроект «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины об усилении ответственности за военные правонарушения» вносит изменения в статьи 210 и 210-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, касающиеся нарушений правил военного учета и законодательства об обороне, мобилизационную подготовку и мобилизацию. Это предполагает повышение штрафов для так называемых уклонян, но главными новациями является то, что штрафы могут быть выписаны заочно. Также если военнообязанный не будет реагировать на вызов в ТЦК, его смогут внести в реестр должников, а в случае неуплаты штрафа заблокировать его счета.

Кого и за что будут штрафовать?

Принятый законопроект будет работать вместе с новым законом о мобилизации, который вступит в силу 18 мая. Штрафовать будут в том случае, если военнообязанный не обновил свои данные в ТЦК, не изменил их в электронных реестрах, не явился по повестке или иным образом нарушил правила мобилизации, согласно которым все это военнообязанные должны сделать до 18 июля. 2024 года.

Какие суммы штрафов предусмотрены новым законом?

Если сейчас военнообязанные привлекаются к административной ответственности в виде штрафов от пятидесяти (850 гривен) до ста (1 700 гривен) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, то после вступления закона в силу предусмотрено существенное повышение штрафов и введены три режима наказания – нарушение , повторное нарушение и нарушение во время военного положения.

Соответственно, штрафы по ст. 210, касающиеся военного учета, будут следующие:

  • в мирное время – от 3400 до 5100 гривен;
  • в военное время (или повторное нарушение) – от 17 000 до 25 500 гривен.

Согласно ст. 210-1, за нарушение законодательства об обороне и мобилизации в мирное время:

  • для граждан – от 5100 до 8500 гривен;
  • для должностных и юридических лиц – от 17000 до 34000 гривен.

За уклонение от мобилизации в военное время:

  • для граждан – от 17 000 до 25 500 гривен;
  • для должностных и юридических лиц – от 34000 до 59000 гривен.
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Юридическая ловушка соцсетей: когда лайк может обернуться штрафами

Следовательно, за неявку в ТЦК сначала военнообязанному выпишут минимальный штраф в 17 000 гривен, а предприятия, которые игнорируют необходимость ведения военного учета работников, будут наказываться на сумму от 34 000 гривен. Однако первичные штрафы не будут применяться в том случае, если сотрудники ТЦК получат возможность получить персональные данные из электронных государственных реестров.

Как будут выписываться штрафы заочно?

Заочно, то есть без присутствия нарушителя и составления протокола. При этом ТЦК должен иметь документы, подтверждающие, что военнообязанный получил вызов от военкомата и проигнорировал его. Однако какие именно должны быть документы, в законе не определены. Скорее всего, будет достаточно указанной в почтовом сообщении отметки о невозможности вручения повестки или требования по зарегистрированному адресу.

По нашему мнению, в данном случае ТЦК должен обратиться в суд за постановлением о привлечении военнообязанного к административной ответственности, а уже потом ее получают исполнители. Это необходимо, потому что привлечение лица к ответственности без решения суда может вызвать коррупционные риски со стороны ТЦК.

Какие карательные санкции, кроме штрафов, предусматривает новый закон?

Принятый закон будет применяться вместе с другим законом о цифровизации военного учета, который вступил в силу в апреле 2024 года. Он позволяет собрать массив персональных данных о военнообязанном в автоматическом режиме в одно «электронное дело» в Реестре военнообязанных Оберегов, которая будет иметь такую ​​же юридическую силу, как бумажное дело.

В настоящее время Оберег автоматически получает информацию из реестра Государственной налоговой службы, Государственной регистрации актов гражданского состояния, Государственной судебной администрации, Государственной пограничной службы, Министерства образования и науки, Государственной миграционной службы. Вскоре присоединится реестр Пенсионного фонда, откуда будут поступать данные об опыте работы лица, в какой отрасли она работала и чем занималась. Таким образом, государство будет иметь полную картину о военнообязанных лицах и о тех, кто нарушает законодательство о военном учете и мобилизации. Этот процесс будет происходить автоматически без участия военнообязанных, что освобождает их от лишнего посещения ТЦК и СП.

В реестре “Оберег” есть отдельное поле о статусе вручения повестки – когда она была вручена и каков ее статус. Напомним, что оповещение военнообязанных должно происходить только согласно законодательству, то есть лично и заверено подписью. Все остальные методы неправомерны.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Изменения в предоставлении статуса комбатантов и социальной защите их детей

Таким образом, если военнообязанный работает на предприятии, официально трудоустроен и не состоит на военном учете или игнорирует повестки, его можно быстро обнаружить. Если он не будет реагировать на вызов в ТЦК, его внесут в реестр должников, а в случае неуплаты штрафа заблокируют его счета.

Наказывается ли законом уклонение от мобилизации по религиозным убеждениям?

Интересный вопрос! Кассационный уголовный суд по делу № 344/12021/22 (производство № 51-90км24) указал, при каких обстоятельствах отказ от военной службы по религиозным соображениям может быть оправдан. Зачитаем Вам позицию суда:

“В условиях вооруженной агрессии российской федерации против Украины, когда под угрозу поставлена ​​жизнь, здоровье, безопасность других граждан и само существование государства, есть настоятельная потребность в надлежащем комплектовании Вооруженных Сил Украины для отражения агрессии и высоких рисков недобросовестного поведения лиц, подлежащих призыву , направленной на уклонение от выполнения конституционной обязанности защиты Отечества В таких особых условиях достижения справедливого баланса между правом человека по ст. 9 Конвенции и ст. 35 Конституции в аспекте возможности добросовестного отказа от военной службы и интересами защиты суверенитета, территориальной целостности Украины, прав и свобод других лиц требует обеспечения объективной проверки утверждений лица о несовместимости его религиозных убеждений с военной службой и подтверждения доказательства наличия соответствующих убеждений. Это не означает, что возможность реализации права на добросовестный отказ от военной службы ограничивается членством в зарегистрированных религиозных организациях, содержание вероучения которых предполагает безусловную недопустимость такой службы, ношение и использование оружия.

Право на свободу вероисповедания имеет как внешний, так и внутренний аспекты, и объединение с другими людьми в религиозные организации как социальные структуры является одной из альтернативно возможных форм его внешнего выражения. Однако, отказываясь от службы в вооруженных силах по соображениям совести, лицо должно продемонстрировать наличие у него соответствующих глубоких, искренних и последовательных религиозных убеждений определенными данными, кроме собственных слов и утверждений близких».

То есть, во избежание наказания, лицу необходимо подтвердить: глубокие, искренние и последовательные религиозные убеждения определенными данными, кроме собственных слов и утверждений близких лиц, а также принадлежность к действующим согласно действующему законодательству религиозным организациям, вероучение которых запрещает пользоваться оружием.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button