Денежная помощь детям после смерти военнослужащего: имеет ли право на ее получение ребенок погибшего, рожденный после его смерти
Жизнь каждого человека неоценима, но военнослужащие в зоне боевых действий каждую минуту сталкиваются со смертельной опасностью и риском для жизни. Никогда никакие выплаты и компенсации не заменят близкого человека, покинувшего этот мир. Однако в стране война, поэтому, к сожалению, украинцы сталкиваются с вопросами получения выплат детям после смерти военнослужащего, потому что жизнь продолжается и они нуждаются в помощи.
Как юридически грамотно ее получить? Какие дети вообще имеют право на его получение? Имеет ли право на получение помощи ребенок погибшего военнослужащего, зачатый при его жизни, но родившийся после его смерти? ИА «ФАКТ» обратилось за комментариями к адвокатскому объединению «Репешко и партнеры».
Согласно постановлению Кабинета Министров Украины №168 от 28 февраля 2022 года семьям погибших военнослужащих выплачивается единовременная денежная помощь в размере 15 000 000 гривен, которая распределяется равными долями на всех получателей, предусмотренных в статье 16-1 Закона Украины «О социальном и правовом защита военнослужащих и членов их семей. Это касается всех, кроме граждан Российской Федерации или Республики Беларусь и лиц, постоянно проживающих на территориях этих стран, лиц, осужденных за государственную измену, коллаборационную деятельность, пособничество РФ. Выплата единовременной денежной помощи осуществляется также семьям военнослужащих, умерших вследствие ранения (контузии, травмы, увечья), полученного в период действия военного положения, участия в боевых действиях, находясь непосредственно в районах их ведения (осуществления), в период осуществления указанных мер, позже чем через год после ранения (контузии, травмы, увечья).
По статье 16-1 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» к членам семей погибших (умерших) лиц относятся:
- дети, в том числе усыновленные, зачатые при жизни погибшего (умершего) лица и рожденные после его смерти, а также дети, в отношении которых погибшее (умершее) лицо при его жизни было лишено родительских прав;
- вдова (вдовец);
- родители (усыновители) погибшего (умершего) лица, если они не были лишены по отношению к нему родительских прав или их родительские права были восстановлены на время его гибели (смерти);
- внуки погибшего (умершего) лица, если к моменту его гибели (смерти) их родители погибли (умерли);
- женщина (супруг), с которой (с которым) погибшее (умершее) лицо проживало одной семьей, но не состояло в браке между собой или в каком-либо другом браке, при условии что этот факт установлен решением суда, вступившим в законную силу ;
- иждивенцы погибшего (умершего) лица, определенные в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».
Кто считается иждивенцами погибшего?
Иждивенцами погибшего считаются те члены семьи, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. К ним относятся:
- нетрудоспособные совершеннолетние дети;
- совершеннолетние дети до 23 лет, получавшие алименты в связи с обучением;
- братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали лицами с инвалидностью до достижения 18 лет и находились на полном обеспечении погибшего.
Хотелось бы подробнее узнать, какие категории детей имеют право на получение помощи.
Если более подробно рассматривать этот вопрос, то помощь вправе получить следующие категории детей:
— дети до 18 лет и старше 18 лет, если они либо инвалидами детства, либо обрели инвалидность до достижения ими совершеннолетия;
— родные дети, рожденные в браке, в отношении которых военнослужащим в свое время было подано заявление в органы ЗАГСа о записи в актовой записи о рождении в качестве отца;
— дети, отец которых признан по решению суда;
— дети, рожденные до истечения десяти месяцев после прекращения брака или признания его недействительным;
— дети, зачатые супругой в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, осуществленных по письменному согласию ее мужа, поэтому он считается отцом;
— усыновленные дети – дети, в отношении которых есть решение суда об усыновлении на основании которого в актовую запись о рождении ребенка внесена информация относительно усыновителя и соответственно в свидетельстве о рождении также изменена запись по отцовству;
— дети, в отношении которых погибшее (умершее) лицо при его жизни было лишено родительских прав – данная процедура осуществляется на основании решения суда и после этого вносится органами ЗАГСа изменение в актовую запись о рождении ребенка.
Очень сложный вопрос относительно детей, зачатых при жизни погибшего военнослужащего, но родившихся после его смерти. Как они могут получить помощь?
С нашей точки эта категория детей наиболее незащищенной. Если ребенок был зачат в браке и родился до истечения десяти месяцев, здесь вопросов не возникает – ребенок автоматически будет записан на мужчину.
Если ребенок родился до истечения десяти месяцев со дня прекращения брака (под этим законодатель понимает расторжение брака, смерть мужа или объявление мужа умершим), но после регистрации повторного брака его матери с другим лицом, считается, что отцом ребенка является муж его матери в повторном браке . То есть если женщина расставалась с военнослужащим, когда была на пятом месяце беременности, но на шестом месяце беременности вышла замуж за другого мужчину, то отцом ребенка будет считаться новый мужчина женщины. В случае гибели военнослужащего единственным путем доказать факт родства родившегося ребенка с отцом-военнослужащим есть получение соответствующего решения суда об установлении факта отцовства.
Если ребенок родился от отца-военнослужащего у женщины, которая никогда не состояла с ним в браке официально, а состояла в «гражданском браке» или вообще не жила вместе, а просто встречалась, то в таком случае также единственным путем доказывания факта родства рожденного ребенка с отцом-военнослужащим есть получение соответствующего решения суда об установлении факта отцовства.
Надо отметить, что дела об установлении факта отцовства достаточно сложны по своей сути именно в связи с необходимостью предоставления доказательств, которые обоснованно и однозначно подтвердили бы отцовство погибшего военнослужащего относительно родившегося ребенка, и любовной переписки в Вайбери здесь совсем недостаточно. Самым идеальным доказательством является экспертиза ДНК, но образцы для ее проведения должны быть отобраны правильно, что, к сожалению, не всегда возможно. И если данная категория дел требует отдельной темы, то следующая реальная ситуация из жизни отражает бюрократический подход органов власти даже в достаточно болезненных вопросах.
Хотим привести в пример очень интересное решение, принятое Постановлением Верховного Суда в составе коллегии судей Кассационного административного суда от 10 мая 2024 года, дело № 440/6725/23. Суть ситуации в том, что проблема возникла вообще там, где ее никто не ожидал. Истец — мать в интересах малолетнего сына, обратилась в областной территориальный центр комплектования и социальной поддержки с заявлением о выплате единовременной денежной помощи, предусмотренной пунктом 2 Постановления № 168 сыну погибшего военнослужащего. Ответчик (ТЦК и СП) отказал в назначении единовременного пособия, поскольку сын военнослужащего родился после его гибели. Не соглашаясь с решением ответчика, истица обратилась в суд с иском. Судами предыдущих инстанций установлено, что согласно свидетельству о браке ребенок военнослужащего родился в зарегистрированном браке, но уже после смерти военнослужащего.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии Министерства обороны Украины по результатам рассмотрения поданных документов комиссия пришла к выводу об отказе в назначении единовременной денежной помощи в соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2022 года № 168 супруге погибшего в период военного состояния сержанта, действующей в интересах несовершеннолетнего отпрыска. Указанное решение обосновано тем, что военнослужащий погиб и на дату его смерти определяется право лиц на получение единовременного пособия, сын родился после гибели военнослужащего, поэтому учитывая положения статьи 25 Гражданского кодекса Украины, жене было отказано в назначении доли единовременного пособия на сына.
Коллегия судей установила, что ребенок рожден в браке, потому что это подтверждается свидетельством о браке, которое есть в материалах дела. В постановлении суда указано:
По своей природе единовременная денежная помощь в случае гибели (смерти) военнослужащего носит компенсаторный характер, которая направлена материально поддержать, насколько это возможно, членов семьи (родителей, детей, жену) и иждивенцев погибшего военнослужащего после потери близкого человека (кормителя), а поэтому исключение из круга лиц, имеющих право на получение помощи, ребенка военнослужащего из оснований даты его рождения не соответствует содержанию и целям закона.
Подход Министерства обороны Украины относительно отказа в назначении единовременной денежной помощи в соответствии с пунктом 2 Постановления № 168 ребенку, зачатому при жизни погибшего (умершего) лица и рожденному после его смерти дискриминационным. Заключение Министерства обороны Украины о том, что ребенок погибшего военнослужащего родился после его смерти, а потому не получил прав на получение доли одноразовой денежной помощи в случае гибели военнослужащего, ошибочно, поскольку такой подход к толкованию законодательства не соответствует положениям Закона Украины «О социальном и правовая защита военнослужащих и членов их семей». Также он противоречит основным принципам охраны детства, а именно равенству прав и свобод детей, которые определены нормативно-правовыми актами, независимо от рождения, или каких-либо других обстоятельств, а также международным обязательствам государства в соответствии со статьей 2 Конвенции о правах ребенка уважать и обеспечивать все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, без дискриминации».
Пункт решения комиссии Министерства обороны Украины которым отказано в назначении единовременной денежной помощи супруге погибшего, действующей в интересах несовершеннолетнего сына, был признан судом необоснованным, принятым без учета всех обстоятельств, имевших место и значение для его принятия, а также требований законодательства, а потому он был признан противоправным и отменен.
Данное решение суда подтверждает необходимость и важность судебной защиты и настойчивости в отстаивании своих интересов.
Отметим, что днем возникновения права на получение единовременного пособия в случае гибели (смерти) военнослужащего, военнообязанного и резервиста является дата смерти, указанная в свидетельстве о смерти. Однако здесь необходимо учесть еще один нюанс. Семья погибшего лица — военнослужащего одновременно имеет право на получение единовременного денежного пособия, предусмотренного постановлением КМУ №168 от 28 февраля 2022 года, и единовременного денежного пособия или компенсационной выплаты, установленных другими актами законодательства. Она производится по выбору. Кроме того, если речь идет о ребенке как получателе компенсационных выплат, то в таком случае выбор, какую именно денежную помощь получать делает именно мать ребенка как его законный представитель. Именно поэтому матери ребенка нужно быть очень внимательным, когда ему предлагают подписать любой документ, потому что в этой ситуации он действует не только от себя и в своих интересах, но в первую очередь защищает интересы ребенка или детей.
Также существует еще один немаловажный момент. Если после назначения и выплаты единовременного денежного пособия в полном размере (15 000 000 гривен) за его получением обращаются другие лица, имеющие на него право, вопрос перераспределения суммы такой помощи решается по взаимному согласию лиц или в судебном порядке. Так что скорость защиты интересов ребенка в таком случае должна быть максимальной, как говорят «по горячим следам». Следует помнить, что хотя общий срок исковой давности и установлен в три года, но чем быстрее происходит сбор необходимых документов и защита интересов ребенка, тем больше вероятность успеха дела.
Какие документы нужно собрать для получения помощи?
После уведомления о гибели ТЦК и СП или воинская часть должны выдать родственникам свидетельство о смерти. После того, как семья его получила, можно начинать собирать другие необходимые документы. Для этого семья должна обратиться к военному руководству погибшего и в течение 10 дней оно должно предоставить:
- Выписка из приказа об исключении погибшего из списка личного состава воинской части.
- Документ, свидетельствующий о причинах и обстоятельствах гибели военного.
- Выписка из личного дела о составе семьи военнослужащего.
После получения этих документов члены семьи должны обратиться в районный ТЦК и СП независимо от места регистрации, там подать заявление о назначении выплаты и следующие документы:
- документы, подтверждающие гибель военного и обстоятельства;
- личные документы лица члена семьи, претендующего на выплату;
- документы, подтверждающие родственные связи с погибшим (свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей, копию свидетельства о рождении погибшего, копия решения суда или нотариально удостоверенной сделки, подтверждающей факт пребывания заявителя на содержании погибшего).
Если есть судебные решения об опеке или родительском попечении, их тоже следует подать.