Юридическая консультация

Обеспечение прав детей: юридическая защита в военное время

Война — это трагедия, которая не жалеет никого, но больнее всего поражает детей, делая их самыми беззащитными жертвами. Ежедневно сотни тысяч украинских детей сталкиваются с опасностью, угрожающей их жизни, здоровью и базовым правам, которые в мирное время кажутся незыблемыми. Разрушение домов, учебных заведений, мест отдыха — это не просто физические потери, а уничтожение безопасной среды, необходимой для нормального развития детей. Многие дети вынуждены покидать родные дома, расставаться с родителями или близкими, переживать депортацию, физическое и психологическое насилие. Все это оставляет глубокие психологические травмы, влияние которых может сказаться на их жизни на десятилетия.

Украинские дети, как и дети в любом уголке мира, имеют неотъемлемое право на жизнь, доступ к образованию, здравоохранение и, самое главное, право оставаться со своей семьей, даже в самые трудные времена. Несмотря на все трудности, родителям следует знать, что они могут и должны отстаивать эти права, используя имеющиеся юридические механизмы.

Как действовать, если права ребенка нарушены? Куда обращаться за помощью? Что делать, когда ребенок сталкивается с дискриминацией, теряет доступ к образованию или медицинской помощи? Ответы на эти вопросы предоставили юристы адвокатского объединения «Репешко и партнеры».

Куда обращаться в случае исчезновения ребенка

Защита прав детей в военное время является чрезвычайно важным и многогранным вопросом, который требует особого внимания, ведь дети — наиболее уязвимая группа, которая испытывает не только физические, но и психологические травмы. Одним из ключевых аспектов является защита прав депортированных или принудительно перемещенных детей, которые часто оказываются без семьи, в незнакомых условиях, и могут быть подвергнуты жестокому обращению или эксплуатации.

В случае исчезновения ребенка родителям и близким важно знать, в какие структуры обращаться. Первый шаг — немедленно сообщить об исчезновении ребенка в Национальную полицию Украины, а также подать заявление в ближайший центр правовой помощи. Важным ресурсом являются международные организации, такие как ЮНИСЕФ и Красный Крест, которые часто помогают координировать поиск детей, разыскивая их даже за пределами Украины. Кроме того, существует ряд горячих линий, в частности государственные и международные, куда можно обратиться за помощью.

Параллельно, следует искать информацию о ребенке через специальные онлайн-платформы, созданные для поиска пропавших людей, — например, Missing Children Europe или Международная организация по миграции (МОМ), которые могут помочь выйти на след депортированного ребенка. Знание этих ресурсов и оперативное действие в случае нарушения прав являются важными шагами для обеспечения защиты детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах во время войны.

Реестр сведений о детях, которые были депортированы или принудительно перемещены

На днях, 29 октября, Кабинет Министров Украины утвердил постановление, направленное на усиление защиты прав детей, которые были депортированы или принудительно перемещены из-за вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины. Это постановление имеет целью усовершенствовать механизмы сбора, анализа и учета информации о таких детях, обеспечить их возвращение на родину, а также наладить обмен данными с международными организациями. Это станет важным шагом в борьбе против грубого нарушения норм международного гуманитарного права, которое осуществляет государство-агрессор. Ключевым элементом в этой инициативе является создание специального Реестра, который будет содержать сведения о детях, которые были депортированы или принудительно перемещены. Реестр станет важным инструментом для организации поиска, проверки и возвращения детей в Украину, а также позволит государственным органам оперативно обмениваться информацией с международными структурами, в частности с Международным комитетом Красного Креста, что значительно облегчит защиту прав пострадавших детей.

Этот реестр будет функционировать с целью обеспечения сбора и обобщения информации о:

  • депортированных в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины лиц, в том числе детей;
  • принудительно перемещенных в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины лиц, в том числе детей.

Функционирование реестра обеспечивается в том числе через обмен информацией с Международным комитетом Красного Креста, Центральным агентством по розыску Международного комитета Красного Креста и другими международными организациями о лицах, в том числе детей, депортированных или принудительно перемещенных в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины. Полноценное функционирование реестра еще не началось в настоящее время.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  "Дети войны": как оформить этот статус и что он дает

Портал «Дети войны»

Данная платформа была создана Министерством реинтеграции вместе с Национальным информационным бюро по поручению Офиса Президента Украины для поиска детей, их спасения и освобождения из мест принудительного перемещения или депортации.

На данном ресурсе размещена информация о детях погибших, раненых, пропавших без вести, депортированных, и тех, кого удалось разыскать и спасти. Здесь можно сообщить:

  • о ребенке, который потерялся;
  • о преступлении, совершенном против ребенка;
  • если вы нашли ребенка без сопровождения взрослых;
  • если вам известно о факте депортации ребенка;
  • о принудительной смене гражданства и документов ребенка;
  • о других нарушениях прав ребенка во время войны.

Также ресурс является каналом сообщения правоохранительных органов (в частности, Национальной полиции Украины, Офиса Генерального прокурора), а также Национального информационного бюро о случаях исчезновения ребенка, преступления, совершенного против ребенка, обнаружения ребенка без сопровождения взрослых, депортации, принудительной смены гражданства и документов и других нарушениях прав ребенка во время войны через регистрацию обращений на сайте.

Кроме того, на ресурсе содержится полезная информация психологического, медицинского или информационного направления, например, «Буклет для людей, которые обнаружили / встретили ребенка без сопровождения взрослого», «Справочник контактов организаций и учреждений оказывающих помощь во время военного положения» и многие другие.

Согласно данным этого ресурса в настоящее время погибшими считаются 584 ребенка, пропавшими — 1934, депортированными или принудительно перемещенными — 19546 детей, найти удалось 34358 ребенка, вернуть — 388 детей.

Портал общенациональной программы «Ребенок не один»

Данная программа была введена Офисом Президента Украины совместно с Детским фондом ООН UNICEF Ukraine и Министерством социальной политики. Программа представляет собой чат-бот «Ребенок не один» — ресурс помощи детям в военное время и сайт в сети Интернет, которые информируют как помочь детям, которые потеряли родителей, потерялись, нуждаются в убежище или чьи права были нарушены во время войны.

Фактически программа действует в двух направлениях — чат-бот дает возможность семьям и иностранным организациям подать заявку службам по делам детей о готовности временно устроить ребенка.

Сам сайт в Интернете содержит нормативно-правовую базу, которая регулирует защиту прав детей, информацию родственникам и попечителям, журналистам и психологам о том, как действовать и общаться с детьми в той или иной обстоятельствах и множество другой полезной информации и новости.

Координационный штаб по вопросам защиты прав ребенка в условиях военного положения

Родителям и опекунам следует также знать, что Правительством было принято постановление Кабинета Министров Украины «Об образовании Координационного штаба по вопросам защиты прав ребенка в условиях военного положения» от 17.03.2022 № 302.

Основными задачами Координационного штаба являются:

  • координация действий центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по организации эвакуации детей, в том числе детей с инвалидностью и детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, не достигших 18-летнего возраста и проживающих или зачисленных в учреждения различных типов, форм собственности и подчинения на круглосуточное пребывание, которые устроены на воспитание и совместное проживание в приемную семью, детский дом семейного типа, находящихся под опекой, попечительством, которые устроены в семьи патронатных воспитателей
  • координация действий центральных и местных органов исполнительной власти по размещению и удовлетворению потребностей детей, эвакуированных в безопасные регионы Украины, и тех, которые перемещены в государства временного пребывания;
  • координация мероприятий по обеспечению размещения и удовлетворения потребностей детей, эвакуированных в безопасные регионы Украины, и тех, которые перемещены в государства транзитного пребывания;
  • осуществление контроля за постановкой на консульский учет детей в государстве их временного устройства и определение путей, механизмов и способов решения проблемных вопросов, возникающих при постановке на консульский учет детей, и обеспечение возвращения детей в Украину после прекращения военных действий;
  • определение путей и способов решения проблемных вопросов по защите прав ребенка в условиях военного положения;
  • принятие оперативных решений по защите прав детей;
  • мониторинг соблюдения социальных стандартов и прав детей в Украине в государствах их временного пребывания, которые выехали за пределы Украины, а также организация их возвращения в Украину;
  • информирование граждан Украины и международного сообщества о положении и потребности в защите детей в условиях военного положения;

В то же время Координационный штаб выполняет и следующие задачи:

  • определяет потребности в эвакуации детей из опасных территорий и координирует организацию их безопасного перемещения к местам временного устройства;
  • координирует работу областных военных администраций и органов местного самоуправления по подготовке и организации безопасных мест для временного размещения эвакуированных детей и удовлетворения их потребностей;
  • обеспечивает учет детей (групп детей), которые выехали на безопасную территорию Украины или за пределы Украины;
  • обрабатывает приглашения учреждения, организации различных типов и форм собственности, уполномоченные государством окончательного пребывания детей на осуществление мероприятий по приему и сопровождению детей из других стран;
  • осуществляет мониторинг соблюдения Правил пересечения государственной границы гражданами Украины, детьми с законными представителями или организованными группами детей во взаимодействии с центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;
  • осуществляет мониторинг условий пребывания детей в Украине и за ее пределами, соблюдение социальных стандартов и прав ребенка в государстве его пребывания и вместе с консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами Украины способствует реализации и защиты прав и интересов детей, находящихся за пределами Украины, их родителями и другими законными представителями;
  • координирует действия органов исполнительной власти по созданию условий интеграции по новому месту жительства для детей, эвакуированных из опасных территорий Украины;
  • проводит мониторинг случаев проявлений насилия в отношении детей из числа внутренне перемещенных лиц;
  • координирует деятельность по осуществлению мероприятий, связанных с возвращением на территорию Украины детей, принудительно перемещенных на временно оккупированную территорию или на территорию Российской Федерации, других государств.
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Расписка и взыскание долга: как защитить свои права и вернуть средства

Статус ребенка, пострадавшего в результате военных действий

Отметим, что действующее законодательство содержит Постановление Кабинета Министров Украины от 5 апреля 2017 г. № 268 «Об утверждении порядка предоставления статуса ребенка, пострадавшего в результате военных действий и вооруженных конфликтов».

Сейчас право на получение такого статуса согласно пункту 3 постановления имеет ребенок, а также лицо, которое на время военных действий, вооруженных конфликтов, вооруженной агрессии Российской Федерации не достигло 18 лет (совершеннолетия), и в результате:

1) получили ранения, контузию, увечье;

2) подверглись физическому, сексуальному насилию;

3) были похищены или незаконно вывезены за пределы Украины;

4) привлекались к участию в действиях военизированных или вооруженных формирований;

5) незаконно удерживались, в том числе в плену;

6) подверглись психологическому насилию.

Статус предоставляется органом опеки и попечительства по задекларированному/зарегистрированному месту жительства/пребывания ребенка как внутренне перемещенного лица, по месту обращения, если место жительства/пребывания ребенка не задекларировано/не зарегистрировано или задекларировано/зарегистрировано на территории, на которой ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированной российской федерацией, или по месту выявления такого ребенка местными органами исполнительной власти и/или органами местного самоуправления.

Многие родители оформляют такой статус ребенку именно рассчитывая на дальнейшую перспективу, надеясь, что какие-то компенсации, бесплатные путевки в лагеря, льготы на образование будут установлены в дальнейшем, а сейчас если есть не очень сложная возможность с оформлением статуса, то ее надо использовать. Однако в настоящее время существует только единственная льгота, которая сейчас официально установлена для детей со статусом пострадавших в результате войны предусмотрена Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» от 20 октября 2014 года согласно статье 7 пунктом 10 которого «Дети из числа внутренне перемещенных лиц или дети, имеющие статус ребенка, пострадавшего в результате военных действий и вооруженных конфликтов, которые учатся в дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности, Поэтому не следует верить фейковой информации, которую предоставляют в соцсетях, относительно выплат и льгот детям войны.

Итак, пока никаких официальных выплат от государства, как и льгот действующим законодательством не предусмотрено.

Значительная часть этого вопроса отдана на откуп органам местной власти.

Мы советуем родителям сохранять бдительность и знать свои права, чтобы быть готовыми действовать в случае их нарушения. Прежде всего — документируйте любые случаи, которые могут свидетельствовать о нарушении прав ребенка: записи, свидетельства, копии заявлений.

Во-вторых, активно обращайтесь в правозащитные и гуманитарные организации, как украинские, так и международные, чтобы получить поддержку, правовую помощь или содействие.

Не бойтесь подавать жалобы в соответствующие инстанции, в том числе международные, ведь право на защиту является неотъемлемым даже во время войны. Берегите каждую возможность защитить ребенка — это инвестиция в его будущее и безопасность. Дорогу одолеет тот, кто идет. Главное в данный ситуации — не быть равнодушным в любой ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button