Как кота в мешке: невостребованные отправки можно будет приобрести на аукционе Укрпочты
Укрпочта, известная яркими кейсами ситуативного маркетинга (чего только стоит известная марка с российским кораблем!), снова экспериментирует с услугами, опираясь на опыт западных почтовых операторов.
На сайте компании ее гендиректор Игорь Смилянский сообщил, что Укрпочта будет продавать на аукционах посылки, которые не были востребованы в течение полугода. И здесь ему не откажешь в рациональности. «Раньше такие почтовые отправления просто уничтожались. Теперь согласно законодательству мы можем продать эти посылки и компенсировать расходы на их логистику и хранение, как это делают в большинстве стран мира» – отметил руководитель почтового оператора.
Незапрошенные посылки – по 100 штук – рандомно будут объединяться в паллеты. Они будут продаваться на аукционе как отдельные лоты. До объявления результатов ни компания, ни покупатели не узнают, что они содержат. Планируется, что цена одной такой посылки будет стартовать от 10 гривен.
Amazon, USPS, FedEx, Royal Mail и многие другие почтовые и логистические компании уже давно прибегают к практике аукционов. В 2021 году TikTok был буквально одержим покупкой невостребованных пакетов, так и не поступивших к адресатам. Тиктокеры публиковали видео складов, наполненных таинственными вещами, которые выставляются на продажу и ожидают распаковки. Флешмоб разворачивался как настоящая охота за сокровищами, с волнением от того, что ты не знаешь, что найдешь, пока не откроешь сверток. Ведь там случались разные по стоимости вещи – от дешевых носков до брендовой одежды, подарочных ваучеров и высокоценной электроники.
Практика сбыта невостребованных отправлений, наработанная глобальными почтовыми операторами, безусловно, прибыльна. Известно, что почтовая служба Соединенных Штатов выставляет на аукцион недоставленную почту на миллионы долларов. Эта сумма могла бы быть гораздо больше, если бы почта хоть сколько-нибудь представляла, что она продает. Вместе с тем принцип «кота в мешке» влечет за собой риски и для клиентов, как покупающих отправку на аукционе, так и тех, кто по определенным причинам потерял контроль за почтовыми отправлениями. Речь идет прежде всего о вопросах конфиденциальности: невостребованные посылки могут содержать личную или конфиденциальную информацию, принадлежащую конкретным клиентам. В ходе аукционного процесса она может быть разглашена. Кроме того, случайно могут быть потеряны драгоценные вещи – семейные реликвии, или изделия ручной работы, имеющие особую значимость для отправителя и адресата. Также вероятность того, что предметы в невостребованных посылках могут быть повреждены или испорчены временем, ведь они пролежали на хранении в течение длительного периода. Поэтому покупателю на аукционе может добраться испорченная еда или бытовые товары со истекшим сроком годности.
Экспертным мнением об инициативе «Укрпочты» с нами поделился кандидат экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга НТУ «Днепровская политехника» Сергей Касян:
“Укрпочта – это старейший оператор на рынке почтовых услуг Украины, ведущий прямую конкурентную борьбу с оператором “Новая почта”. В этом контексте следует взвешенно относиться к инициативе аннулирования почтовой отправки, которая не запрашивается в течение полугода. Это может повлечь за собой довольно разные взгляды на такую практику со стороны клиентов. Считаю, что нужно провести маркетинговое исследование, организовать фокус-группу с привлечением юристов, опросить пользователей почтовых услуг по отношению к установлению срока в шесть месяцев. И только после этого с учетом выявленных целевых предпочтений потребителей принять более обстоятельное решение. Рыночные процессы связаны со многими рисками, потеря информации конфиденциальности — один из них”.